среда, 15 апреля 2020 г.

Музыкальное искусство


16.04.2020
Тема:  Переинтонирование – изменение смысла в музыкальном высказывании.
           П. Чайковский. «Танец маленьких лебедей».
Цель:  учить понимать  смысл  музыки через интонацию в процессе ее изменений и развития.
Слово учителя
- Сегодня наш урок мы начнём с аплодисментов. Родители  прочитают вам стихотворение и по вашим аплодисментам определят, понравилось или нет вам  их чтение. 
(Читать стихотворение не выразительно, без интонации)
Тихо-тихо рядом сядем –
Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном,
И раздвинутся все стены –
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки, тают в дымке голубой…
- Аплодисменты.
 - Почему вы аплодируете тихо и вяло? 
(Родители читают стихотворение ещё раз, выразительно, с соблюдением интонации)  
- Да, весь секрет  голоса  родителей – в интонации. Слово «интонация» в переводе с латинского языка означает «громко произношу». Слово называет что-либо, интонация заставляет почувствовать это. Иногда одни и те же слова, произнесённые с разной интонацией, полностью меняют смысл сказанного. 
-Мы  поговорим  об интонации и её значении в нашей жизни.
- Когда мы слышим человека, красиво говорящего, мы говорим о том, что его речь похожа на музыку. Музыкальная речь всегда стремилась приблизиться к разговорной речи, чтобы быть понятной многим людям без слов. Ведь красота человеческой речи и музыки зависит от выразительности интонации, при помощи которой мы общаемся. Выразительность интонации помогает нам понять чувства, мысли, настроение человека т.е. выразительность интонации нам помогает понять окружающий нас мир, помогает нам общаться.
По интонации можно узнать о том,
- кто говорит: ребёнок, взрослый, девушка, старик;
- как они друг к другу относятся;
- о характере участников разговора;
- о том, как они себя чувствуют - устали или полны сил;
- какое у них настроение - сердятся они или печалятся;
- о тоне говорящего: просит он или же рассказывает о своих тайнах.
- Мы с вами уже познакомились  с произведением русского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева  на стихи Агнии Барто «Болтунья». 
- Эта девочка быстро и непонятно говорит. Она часто повторяет одно и то же. В словах   Лиды много путаницы: Япония – пони, китайский мандарин – китайский апельсин, стратостат – старосты летят. За своей спешкой, суетой и болтливостью Лида теряет смысл того, что ей говорят учителя. А какие интонации создают образ девочки Лиды?
- Быстрые, болтливые.
- А когда она говорит о Вовке?
- Тогда медленные. Как будто Лида хочет сказать ему, что она совсем не болтунья.
- Интонация помогает нам почувствовать не только музыку, но и друг друга. Слушая собеседника, мы всегда понимаем: хочет он нас утешить или обидеть. Даже если слова нас обманывают, интонация – никогда. Зная это, старайтесь при разговоре с людьми не вкладывать в свои слова неприятных для собеседника интонаций.
- П. Чайковский. «Танец маленьких лебедей». Балет – это музыкальное представление, в котором содержание передаётся танцем. Музыку исполняет симфонический оркестр. Всем спектаклем руководит дирижёр. Его палочке подчиняется не только оркестр, но и танцоры, солисты балета.
- «Танец маленьких лебедей» - один из самых знаменитых отрывков балета «Лебединое озеро». Во всем мире его люди могут не только напеть, но и даже станцевать. В танце участвуют четыре девушки. Сначала в музыке танца звучит вступление, которое исполняют деревянные духовые инструменты - гобой и английский рожок. А потом начинается известная тема маленьких лебедей. Музыка здесь легкая, запоминающаяся. Даже если не смотреть на то, как поставлен в балете этот танец, можно себе представить, что балерины в этом моменте делают пружинистые прыжки. Так оно и есть. Весь этот «Танец маленьких лебедей» целиком построен на прыжках.


- Изначально балет назывался «Озеро лебедей». Поскольку в то время были весьма популярны романтические фантазийные истории, то  пришла идея придумать свою волшебную историю про девушку, превращённую в лебедя. Действие   происходит в парке возле замка Владетельной принцессы. Принц Зигфрид с друзьями празднует своё совершеннолетие. Когда наступили сумерки, гости разошлись. Юноше стало скучно одному и он, чтобы немного развлечься, взяв арбалет, отправился поохотиться. Увидев пролетающую мимо стаю белых лебедей, Зигфрид следом за ней направился в лес. Пробираясь сквозь заросли он набрёл на большое озеро, где по водной глади плавали лебеди. Принц натянул тетиву и собрался выпустить стрелу, чтобы поразить одну из птиц, но перед ним вдруг появилась прекрасная девушка в белоснежной одежде. Она с мольбой обратилась к юноше не стрелять в лебедей. Одетта, так звали красавицу, рассказала Зигфриду, что все они заколдованы злым чародеем: утром превращаются в белых лебедей, а ночью обретают человеческий облик.  «Танец маленьких лебедей» начинается так -  на передний план сцены выходят четыре балерины. Они держатся между собой скрещёнными руками и, двигаясь по прямой линии из одной стороны в другую, синхронно исполняют весьма грациозные па. Весь танец построен на пружинистых прыжках, легкость и изящество которых создаёт впечатление, что балерины взлетают и парят в воздухе. Музыка по характеру игрива и даже юмористична. 
- Зайдите по ссылке – посмотрите и послушайте этот фрагмент.



Подводим итог:
- В музыке, из интонаций получается целое музыкальное произведение, которое вы тоже научитесь «читать» как книгу, если будете понимать, что означает каждая интонация.  Желаю вам успехов на этом пути познания.
Спасибо за работу!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Рекомендованные задания 1 класс 08.04.2024

  8 апреля Математика 1 . Видеоурок на тему "Прием сложения + 7". https://www.youtube.com/watch?v=VoZTehIOkAc&ab_channel=Liame...