четверг, 2 апреля 2020 г.

Музыкальное искусство


02.04.2020

Тема: Интонация как носитель смысла в музыке. С. Прокофьев «Болтунья».  
П. Синявский  «Лунный кораблик»
Слово учителя
- Ребята, мы продолжаем раскрывать тайны музыки, которые делают её выразительной. Продолжаем размышлять о том, почему музыка заставляет нас радоваться или грустить, удивляться или восхищаться. Сегодня нам предстоит ответить на вопрос «Как почувствовать музыку?»  
- Представьте себе, что вы приходите домой, бросаете портфель в один угол, одежду – в другой. Начинаете играть с игрушками, бросаете и их. Неожиданно приходит   мама. Она останавливается в дверях и, глядя на всё это безобразие, говорит: «Так, мне это нравится!»  Однако вам, несмотря на слова мамы, сразу становится понятно, что всё это ей совсем не нравится. Как же вы догадались, что маме не нравится созданный вами беспорядок? (по голосу)
- Композиторы, создавая музыкальные произведения, сочетают в них разные интонации. Каждая интонация что-то обозначает.
- Когда вы учились читать, то сначала учили буквы, потом соединяли их в слоги, а слоги в слова. Из слов получались предложения, которые вы тоже учились читать и понимать.
- Так и в музыке, из интонаций получается целое музыкальное произведение, которое вы тоже научитесь «читать» как книгу, если будете понимать, что означает каждая интонация.  
- Художник, чтобы нарисовать картину может пользоваться красками: масляные, акварельные, гуашь. Так же и композитор может пользоваться красками, но только музыкальными.
- Сергей Сергеевич Прокофьев — русский советский композитор, пианист, дирижёр и педагог. Один из наиболее значимых композиторов XX века. Его произведение «Болтунья» написано на слова А.Л.Барто. Прочтите стихотворение и прослушайте пьесу по ссылке. https://ru235.iplayer.info/q/с+прокофьев+болтунья/

Агния Барто «Болтунья»

Что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок — мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
«Драмкружок, кружок по фото
Это слишком много что-то.
Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок».
Ну, я выбрала по фото…
Но мне еще и петь охота,
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Я теперь до старости
В нашем классе староста.
А чего мне хочется?
Стать, ребята, летчицей.
Поднимусь на стратостате…
Что такое это, кстати?
Может, это стратостат,
Когда старосты летят?
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
У меня еще нагрузки
По-немецки и по-русски.
Нам задание дано —
Чтенье и грамматика.
Я сижу, гляжу в окно
И вдруг там вижу мальчика.
Он говорит: «Иди сюда,
Я тебе ирису дам».
А я говорю: «У меня нагрузки
По-немецки и по-русски».
А он говорит: «Иди сюда,
Я тебе ирису дам».
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!



- Внимательно читали и  слушали, а теперь попробуем ответить на   вопросы.
- Музыка нарисовала нам портрет девочки Лиды?
- Что она вам рассказала?
- Как музыка изобразила характер девочки?
- Композитору удалось передать настроение стихотворения? Музыка как звучала?

- Еще одно произведение: читаем и слушаем.


Петр Синявский (российский детский писательпоэт, который еще пишет музыку) 
Лунный кораблик

Звёздные ходики
тикать устали,
Маятник лунный качаться устал.
Божьи коровки
подушки достали,
А светлячок свой фонарик достал.

Там, где зажёг свой хрустальный фонарик,
Наш закадычный дружок-светлячок,
Лёг на бочок
непоседа-комарик,
Даже кузнечик прилёг на бочок.

Ночь одеялами нас укрывает,
Сказка подходит на цыпочках к нам.
И к островам
тишины уплывает
Лунный кораблик по звёздным волнам.


Подведем итог:
- Интонация помогает нам почувствовать не только музыку, но и друг друга. Слушая собеседника, мы всегда понимаем: хочет он нас утешить или обидеть. Даже если слова нас обманывают, интонация – никогда. Зная это, старайтесь при разговоре с людьми не вкладывать в свои слова неприятных для собеседника интонаций. В качестве домашнего задания я предлагаю вам эксперимент с интонацией для тех, у кого дома есть собака или кошка. (Скажите своему питомцу строгим голосом: «Хороший пёсик (или котик)». И понаблюдайте за реакцией. А потом произнесите ласково: «Чудовище ты моё!». Как ведёт  себя животное?
- Видите, какую чарующую силу имеет интонация. Она - носитель смысла.
Рекомендовано: прослушать ещё раз музыкальные пьесы и создать рисунок к одной из них.
Спасибо за работу!



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Рекомендованные задания 1 класс 08.04.2024

  8 апреля Математика 1 . Видеоурок на тему "Прием сложения + 7". https://www.youtube.com/watch?v=VoZTehIOkAc&ab_channel=Liame...