Музыка
(уроки в формате дистанционного обучения с 12.11.20-26.11.20)
12.11.2020
Тема: Многообразие музыкальных
интонаций.
Материал для восприятия: П.Чайковский «Песня без слов».
Материал
для исполнения:
Е.Семенова «Маленький гном».
Цель: Познакомить
учащихся с понятием «музыкальная интонация»; отличительными особенностями
музыкальной интонации от речевой.
Слово учителя
1.
- Ребята, мы продолжаем раскрывать тайны музыки, которые делают её
выразительной. Продолжаем размышлять о том, почему музыка заставляет нас
радоваться или грустить, удивляться или восхищаться.
- Я предлагаю
совершить путешествие в страну «Интонации». Мы отправляемся в страну
«Интонации» выразительной и изобразительной, где все
стараются и должны быть внимательными к каждому звуку. Каждому
слову.
Вы послушайте, друзья –
Есть волшебная страна.
«Интонация» - название столицы.
Музыкальная страна,
И ритмична и нежна,
И над нею всюду вьются песни-птицы.
Вместе мы в страну пойдём,
Тихо – громко пропоём,
То высоким голосом, то очень низким.
И веселье и печаль,
Над страной несутся вдаль.
-
Ребята, подумайте и ответьте на вопрос: - Что вы знаете о музыке?
А
теперь постарайтесь ответить на следующие вопросы. Только думайте.
-
Одно из главных выразительных средств музыки? (Мелодия).
- Самый простой
жанр вокальной музыки, в котором соединяются вместе музыка и литература? (Песня).
- К
какому жанру музыки она относится? (к
вокальному).
-
Как называется торжественная песня, символ государства? (Гимн).
-
Как назвать песни, написанные народом? (народные).
- Три
типа музыки - это…? (Песня, танец, марш).
-
Большой состав музыкантов исполнителей на инструментах? (Оркестр)
-
Ансамбль из четырех исполнителей? (Квартет).
-
Кто написал басню «Квартет» (И. А. Крылов).
-
Высокий женский голос (Сопрано)
- Высокий мужской
голос (Тенор)
- Низкий мужской
голос (Бас)
-
Как называют по-другому устное народное творчество? (Фольклор).
-
Ансамбль из трех исполнителей? (Трио).
-
Руководитель оркестра (Дирижёр).
-
Жанры театрального искусства - это? (Балет,
опера).
- Ансамбль из двух исполнителей? (Дует).
- Справились? Хорошо.
- Ребята, давайте
прочитаем стихотворение (читать без
выражения):
Бродит Дрема возле дома,
Ходит Сон по сеням,
И пытает Сон у Дремы:
«Где тут люлечка висит?
Где тут деточка лежит?
Я пойду их укладать,
Буду глазки закрывать»
- Теперь прочитайте еще
раз и очень выразительно (читать ярче, помогая рукой).
- Как менялся голос?
Слово интонация образовано от латинского слова «интоно» — «громко произношу» — в
широком смысле: воплощение художественного образа в музыкальных звуках. Интонацию
называют душой музыки, основой музыкального мышления и общения.
Слово «интонация» иногда
понимается в более узком значении. Говорят, например, о чистой или фальшивой
интонации. Здесь имеются в виду тончайшие оттенки высоты, возникающие в
процессе исполнения.
В музыке интонации бывают изобразительные (то есть изображают людей, животных, явления природы) и выразительные (то есть выражают чувства, мысли, настроение).
2. -
Главный вопрос, на который мы должны ответить на нашем уроке:
Всегда
ли музыка нуждается в тексте?
- Очень
часто многие композиторы писали и пишут различные музыкальные произведения,
называют их песнями, песенками, романсами, но изначально не планируют
использование текстов.
- Пример
такого произведения мы сегодня услышим. Это произведение композитора, который
нам хорошо известен.
Пётр Ильич Чайковский – великий русский
композитор. Он умеет увидеть прекрасное в том, к чему мы обычно остаёмся
равнодушны. Его творения помогают нам лучше понять родную природу, увидеть её красоту. Ведь даже поздняя осень с хаосом дождей
и ветров вдруг дарит дни, полные такой тихой и ясной задумчивости,
что кажется: зима не придёт ещё долго.
- Мы
сегодня будем слушать произведение из цикла «Времена года», посвящённое осени. Каждая пьеса из этого цикла имеет название по месяцу в
году, название, соответствующее традициям русского народа и стихотворные
эпиграфы русских поэтов.
- Пьесы,
характеризующие осень из цикла «Времена года» называются:
«Охота» (сентябрь)
«Осенняя песнь» (октябрь)
«На тройке» (ноябрь)
- Мы с вами обратимся к «Осенней песне» Чайковского, эпиграфом к
этой пьесе являются строки из стихотворения А.К. Толстого:
«Осень, осыпается весь наш бедный сад.
Листья, пожелтевшие по ветру летят..»
Слушание
музыки «Осенняя песнь» П.И. Чайковский
- Послушайте, пожалуйста «Осеннюю песнь» Чайковского
- Какими
чувствами наполнена музыка?
- Передает ли эта музыкальная зарисовка природы определенное состояние души человека - любующегося красотой осени - золотой, яркой, солнечной или переживающего состояние грусти, уныния, тоски при виде туч, дождя, серых красок?
- Понятна ли нам эта музыка без слов?
- Стонущие,
поникшие, плачущие интонации, которыми композитор выражает душевное состояние
человека его прощание с теплом и светом.
-
Песенное начало, неторопливый темп, неповторимая красочность - выражает
задумчивость, щемящую грусть, а может и одиночество, ведь увядание природы
часто в сознании людей связывается с увяданием жизни.
Вокальная музыка – музыка,
предназначенная для пения.
Инструментальная музыка – музыка,
предназначенная для слушания или исполнения на музыкальных инструментах.
- А
«Осеннюю песню» Чайковского, к какой музыке мы можем отнести?
(к инструментальной)
ФИЗМИНУТКА
-
Задумчив и тих осенний лес.
-
Представьте, что вы осенние листья (встаньте).
-
Тянитесь к солнцу, теплу, (подтянулись)
-
Ветер качает вас (наклоны в стороны).
-
Подул холодный ветер, листья плавно летят вниз (садитесь на место)
- А теперь мне бы хотелось, чтобы каждый из вас попробовал себя в роли художника и перенёс свои впечатления от «Осенней песни» Чайковского на лист бумаги.
3. - А сейчас выучим песню «Маленький гном».
Слова песни «Маленький гном»
В
чаще леса густой, под зелёным листом,
Жил трудяга - смешной, добрый маленький гном.
Под землёю он днём самоцветы искал,
Свой фонарик в лесу по ночам зажигал.
Тот
фонарик служил светлячкам маяком,
Гном со всеми дружил,
каждый знал его дом.
В те спокойные дни дружбой счастлив был гном,
Расскажу вам, что с ним приключилось потом.
Как-то
ранней весной за рекой голубой
Он увидел её и утратил покой.
Крылья бабочки той были так хороши,
Он пошёл вслед за ней и сказал от души:
«Если
хочешь, возьми всё, что есть у меня!
Мой фонарик мечты, радость каждого дня!»
Всё отдал, а её ветром вдаль унесло,
И в лесу как-то вдруг стало очень темно.
С
той поры по земле бродит маленький гном,
Ищет счастье своё в шумном мире людском.
Он живёт средь людей и вам тоже знаком,
Очень грустный, смешной, добрый маленький гном.
Рефлексия
- Закончите
предложения:
1.
На уроке я узнал(а)…
2.
Мне понравилось…
3.
Было трудно…
4.
Я не понял(а)…
5.
Хотел(а) бы повторить…
6.
Нужно поработать над…
Вывод:
-
сегодня на уроке мы познакомились с понятием «интонация»;
- выявили тесную связь между музыкой, литературой и изобразительной деятельностью.
Домашнее
задание:
Нарисовать
рисунок к «Осенней песни» П.И. Чайковского.
Выучить
песню «Маленький гном».
19.11.20
Тема: Метроритм.
Длительности и паузы в простых
ритмических рисунках.
Материал для исполнения: Народная песня: «Савка и Гришка».
Ритмоформулы.
Материал для исполнения: Е.Птичкин «Не дразните собак».
Материалы к уроку по ссылке
Познакомиться.
Прослушать. Народная песня: «Савка и Гришка»
Прослушать. Разучить. Е.Птичкин «Не дразните собак»
26.11.20
Тема: Такт. Размер.
Материал для исполнения: Е.Птичкин «Не дразните собак».
Музыкальный фольклор.
Народные игры.
Материал для восприятия: Д.Кабалевский «Три
подружки».
Материал для исполнения:
Р.Паулс
«Алфавит».
Материалы к уроку по ссылке
Познакомиться.
Послушать - Д. Кабалевский «Три подружки»
Послушать. Разучить. Р.Паулс «Алфавит».
С уважением, Алла Геннадиевна
Комментариев нет:
Отправить комментарий