пятница, 8 октября 2021 г.

Секреты русского языка

 8 октября

Секреты русского языка

Тема: Слова бывают разные

Задачи: воспитывать ответственное отношение к своей речи, речевую культуру; вызвать отрицательное отношение к сквернословию; обогатить словарный запас учащихся вежливыми выражениями.

Ход беседы  

1.Беседа о вежливых словах

– Слова бывают разные: вежливые, добрые, ласковые и, наоборот, злые, некрасивые, грубые. Давайте повторим, какие вежливые слова вы знаете и в каких ситуациях их надо говорить.   

2.Чтение  пословиц и афоризмов

От удара не так больно, как от слова. Я.Корчак

Покуда человек не говорит, неведом дар его, порок сокрыт. Саади

Злое слово больнее удара.

Слово что камень: коли метнет его рука, то уж потом назад не воротишь. Сервантес

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь

Одним словом не одного обидеть можно, а многих.

Заговори, чтобы я тебя увидел. Сократ  

Я полюбил ее с первого взгляда, я разлюбил ее с первого слова. Антуан де Сент- Экзюпери

3.Дискуссия «Почему нельзя говорить грубые слова?»

– Наверное, ребята, вы не раз слышали от некоторых взрослых, старшеклассников некрасивые, грубые слова. Иногда такие слова говорят со злости, в гневе, а иногда и просто так. Меня очень огорчает, что все чаще и чаще мы слышим такие слова на улице, в автобусе, в других общественных местах.

– Что было бы в мире, если бы существовали только грубые слова?

– Что можно сказать о человеке, который постоянно грубит, сквернословит, хотя знает, что это плохие слова?

– Почему нельзя употреблять в своей речи некрасивые, грубые слова?

4. Чтение и обсуждение стихотворений

Н.Рыленков    На доброе слово

Не надо скупиться.

Сказать это слово –

Что дать напиться.

Со словом обидным

Нельзя торопиться,

Чтоб завтра

Себя самого не стыдиться.

 

А.Кешохов    Мне больно, мальчики

Помню: с дерева в бору

Я упал однажды летом.

Было больно, но к утру

Я забыл уже об этом.

Помню: руку в мастерской

Я пилой поранил в школе.

Час прошел или другой,

Я пилил, забыв о боли.

Помню: с братом как-то раз

Лбами мы в игре столкнулись.

Искры брызнули из глаз…

Боль прошла – мы улыбнулись.

Но обидным словом друг   

Рану мне нанес когда-то,

Стало очень больно вдруг…

Больно и сейчас, ребята.

– Какой вывод можно сделать, прочитав эти стихи?

5. Итог беседы. Рефлексия

- Есть такое детское стихотворение:

Слова бывают разные

Веселые, забавные

И сложные, и ясные

И очень - очень главные…

– Человек тем и отличается от всего живого на планете Земля, что природа его наделила великим даром речи. А культурный человек отличается от некультурного тем, что знает, какие слова и где говорить. Он стремится, чтобы речь была чистой и красивой. В одной мудрой книге написано, что не случайно природа так устроила, что язык человека находится как бы за двумя заборами – губами и зубами. Это для того, чтобы он не бросался словами, не подумав. А если нечаянно сказал плохое слово, то пусть он зубами прикусит свой язык.

– А теперь возьмите бумагу и фломастеры и нарисуйте картинку о том, какие бывают слова.


С уважением, Алла Геннадиевна

1 комментарий:

Рекомендованные задания 1 класс 08.04.2024

  8 апреля Математика 1 . Видеоурок на тему "Прием сложения + 7". https://www.youtube.com/watch?v=VoZTehIOkAc&ab_channel=Liame...