8 октября
Секреты русского языка
Тема:
Слова бывают разные
Задачи: воспитывать ответственное отношение к своей речи, речевую культуру; вызвать отрицательное отношение к сквернословию; обогатить словарный запас учащихся вежливыми выражениями.
Ход
беседы
1.Беседа
о вежливых словах
– Слова бывают разные: вежливые, добрые,
ласковые и, наоборот, злые, некрасивые, грубые. Давайте повторим, какие
вежливые слова вы знаете и в каких ситуациях их надо говорить.
2.Чтение
пословиц и афоризмов
От
удара не так больно, как от слова. Я.Корчак
Покуда
человек не говорит, неведом дар его, порок сокрыт. Саади
Злое
слово больнее удара.
Слово
что камень: коли метнет его рука, то уж потом назад не воротишь. Сервантес
Слово
не воробей, вылетит – не поймаешь
Одним
словом не одного обидеть можно, а многих.
Заговори,
чтобы я тебя увидел. Сократ
Я
полюбил ее с первого взгляда, я разлюбил ее с первого слова. Антуан де Сент-
Экзюпери
3.Дискуссия
«Почему нельзя говорить грубые слова?»
– Наверное, ребята, вы не раз слышали от
некоторых взрослых, старшеклассников некрасивые, грубые слова. Иногда такие
слова говорят со злости, в гневе, а иногда и просто так. Меня очень огорчает,
что все чаще и чаще мы слышим такие слова на улице, в автобусе, в других
общественных местах.
– Что было бы в мире, если бы
существовали только грубые слова?
– Что можно сказать о человеке, который
постоянно грубит, сквернословит, хотя знает, что это плохие слова?
– Почему нельзя употреблять в своей речи
некрасивые, грубые слова?
4.
Чтение и обсуждение стихотворений
Н.Рыленков
На доброе слово
Не надо скупиться.
Сказать это слово –
Что дать напиться.
Со словом обидным
Нельзя торопиться,
Чтоб завтра
Себя самого не стыдиться.
А.Кешохов
Мне больно, мальчики
Помню: с дерева в бору
Я упал однажды летом.
Было больно, но к утру
Я забыл уже об этом.
Помню: руку в мастерской
Я пилой поранил в школе.
Час прошел или другой,
Я пилил, забыв о боли.
Помню: с братом как-то раз
Лбами мы в игре столкнулись.
Искры брызнули из глаз…
Боль прошла – мы улыбнулись.
Но обидным словом друг
Рану мне нанес когда-то,
Стало очень больно вдруг…
Больно и сейчас, ребята.
– Какой вывод можно сделать, прочитав
эти стихи?
5.
Итог беседы. Рефлексия
- Есть такое детское стихотворение:
Слова бывают разные
Веселые, забавные
И сложные, и ясные
И очень - очень главные…
– Человек тем и отличается от всего
живого на планете Земля, что природа его наделила великим даром речи. А
культурный человек отличается от некультурного тем, что знает, какие слова и
где говорить. Он стремится, чтобы речь была чистой и красивой. В одной мудрой
книге написано, что не случайно природа так устроила, что язык человека
находится как бы за двумя заборами – губами и зубами. Это для того, чтобы он не
бросался словами, не подумав. А если нечаянно сказал плохое слово, то пусть он
зубами прикусит свой язык.
– А теперь возьмите бумагу и фломастеры
и нарисуйте картинку о том, какие бывают слова.
С уважением, Алла Геннадиевна
Клас.
ОтветитьУдалить