3 ноября
Тема:
Богатство лексики русского языка
Цель: способствовать
формированию нравственных качеств, пониманию того, что добрые слова непременно
должны сочетаться с добрыми поступками.
Ход беседы
-
Русский язык характеризуется богатством и многогранностью.
- Людям всегда хочется знать, откуда взялось
все на свете? Как произошла наша Земля, Луна, Звезды? Как появились животные и
растения? Откуда взялись люди? И очень интересно знать, как произошли слова
нашего языка.
- Название науки, которая изучает язык, лингвистика - от латинского слова лингва, что значит «язык». А вам ясно, что значит латинское слово? Это слово на языке, называемом латынь. На нем говорили в Древнем Риме. Хотя теперь на этом языке уже никто не говорит, многие латинские слова перешли в современный язык.
Много слов на земле.
Есть дневные слова -
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о
которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова — словно
раны, слова – словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить,
словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и
предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в
языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Повторять их не смею на
каждом шагу,-
Как знамена в чехле, их в душе берегу.
- Как невозможно представить землю без сеятеля, жизнь без хлеба, человека - без родины, так и любой язык невозможно представить без пословиц и поговорок.
Пословицы недаром
молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
-
Прочитайте разные ситуации и попробуйте
подобрать к ним пословицы.
1.
Пожаловался однажды сын отцу, что хорошо было бы построить возле дома
спортивную площадку, да ребята не знают, как это сделать.
-
А вы обращались к кому-нибудь по этому вопросу? – спросил отец.
-
Нет, не обращались.
-
Надо ходить, добиваться, настаивать, а не сидеть сложа руки, - сказал отец и
вспомнил пословицу. Какую? (Под лежачий
камень вода не течет.)
2.
Подружки выбирали кофточки в магазине. Вера решила купить ярко-синюю, а Наташа
выбрала скромную, бледно – сиреневую. «Не нравится мне этот цвет»,- поморщилась
Вера. Что ответила на это Наташа? (На
вкус и цвет товарища нет.)
3.
Удил Коля рыбу двумя удочками. Клюнуло на одной, он подсек, тащит, вдруг видит
– на другой клюет. Бросил он первую удочку - и быстро к другой. На другой сорвалось, а пока
подбежал к первой, рыба с крючка ушла. Какую пословицу вспомнил огорченный
мальчик? (За двумя зайцами погонишься –
ни одного не поймаешь.)
4.
Весь вечер ломали ребята голову над схемой самодельного автомобиля: все как
будто в порядке, а автомобиль не работает. Наконец один из них встал и говорит:
«Давайте-ка по домам, спать пойдем». И произнес одну пословицу. Какую? (Утро вечера мудренее.)
5.
Игорь проиграл Борису партию в шахматы и, вместо того чтобы признать себя
побежденным, стал горячиться, доказывая, что он по ошибке сделал неправильный
ход, что он мог бы легко выиграть. Какой пословицей ответил ему Борис? (После драки кулаками не машут).
6. Света села готовить уроки, но увидела в окно подруг и попросила у мамы разрешения погулять, а уроки пообещала сделать потом. Какую пословицу напомнила мама Свете? (Сделал дело – гуляй смело. Делу время, потехе час.)
-
Ребята, изучая русский язык, учитесь говорить выразительно,
ясно и точно выражать свою мысль.
С уважением, Алла Геннадиевна
Комментариев нет:
Отправить комментарий