10 ноября
Тема: «Дело мастера боится»
Цель урока: приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку в ходе изучения слов, названий занятий людей.
- Ребята, послушайте песенку про мастера из к/ф «О Красной шапочке»
https://drive.google.com/file/d/12Jdpo2iOZqTI2GhI01wg2Q_mOJqz2Emx/view?usp=sharing
- Ребята, о ком эта песенка?
- Кого мы называем мастерами? (тех, кто хорошо выполняет свое дело)
- Не даром говорится, что … «Дело мастера боится». Так звучит тема нашего урока.
- С каким понятием мы связываем слова: дело и мастер? (работа, профессия)
- Много ли вы знаете названий профессий?
- Как вы считаете, чего больше профессий или слов, называющих профессии?
- Сформулируем гипотезу: " Предположим, что ..."
- Как мы можем проверить нашу гипотезу? (провести эксперимент, наблюдение, найти и проанализировать информацию, спросить)
- Правильно.
- Есть профессии, которые нужны везде, поэтому у всех народов есть учителя, доктора, пекари, повара, строители. А есть профессии, которые связаны с условиями жизни людей: не может быть дровосека там, где нет леса, рыбака – там, где нет моря или реки. У России всегда была большая территория, было много лесов, полей, озёр, рек, поэтому было много земледельцев, хлебопашцев, рыболовов, лесорубов.
- Иногда по фамилии человека можно узнать, кем по профессии были его далекие предки, потому что некоторые фамилии указывают на род занятий. Прочитайте названия профессий по ссылке
https://drive.google.com/file/d/17usajm8maYqRY3iii8GYHCCdBnIT16iy/view?usp=sharing
- Все ли перечисленные профессии существуют до сих пор? (нет)
- А встречались ли вам где-нибудь названия этих профессий: в песнях, книгах? «Ямщик, не гони лошадей»; «Жаль, не выбираем мы эпохи,
Где рождаемся, тоскуем и живем.
Мне б родиться при Царе Горохе -
Был бы я отличным звонарем.»
- Профессия может исчезнуть, а слово остается в песнях, книгах. Такие слова мы не употребляем часто, их называют «устаревшие».
- Слово «лекарь» сегодня называется по-другому? (врач, доктор)
- Кто сможет подобрать синоним?
«Ямщик, извозчик»
«Коробейник, лавочник»
«Плотник, столяр»
- Перейдите по ссылке и найдите пару (передвигайте картинки).
http://learningapps.org/user/АнаньеваНА338
- Появляются новые профессии и вместе с ними новые слова, которые эти профессии называют.
- Давайте подведем итог.
- Профессии могут исчезнуть, но слова, их называющие остаются.
- Появляются также новые названия существующих профессий.
- Появляются новые профессии и новые слова, их называющие. Значит, слов, обозначающих профессии больше, чем самих профессий. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась (не подтвердилась).
- Посмотрите видео о профессиях по ссылке
https://youtu.be/FtkwU5H9Oqo
- Увеличились ли ваши знания о профессиях?
- Что дал вам, ребята, сегодняшний урок? Что оказалось наиболее интересным?
- Спасибо за урок.
Домашнее задание: Записать (в черновике) четыре слова, обозначающих названия профессий, образованных от существительных с помощью суффиксов.
С уважением, Алла Геннадиевна
Комментариев нет:
Отправить комментарий