19 мая
Тема: Н.Н.Носов "Клякса".
Цель: Продолжить знакомство с творчеством Н.Н.Носова; формировать читательскую компетенцию.
- Ребята, я надеюсь, что вам нравится читать рассказы о детях и ля детей вашего возраста. предлагаю сегодня прочитать рассказ Н.Н.Носова "Клякса".
Время даром не теряйте-
Книги Носова читайте!
Словарная работа (перед чтением рассказа прочитайте пояснение слов и фраз)
Тушь – акварельная краска специального приготовления для письма, черчения и рисования.
Флакончик – небольшая плотно закрывающаяся бутылочка.
Пятак – пятикопеечная монета.
Волдыри – водяной подкожный пузырь от ожога или от долгого трения.
Лишаи – кожная болезнь в виде сыпи, коросты.
Язвочки – гноящееся или воспалённое место на поверхности кожи.
Промокашка – промокательная бумага, используемая при письме чернилами (теперь бумажная салфетка).
Во всю прыть – (прыть – быстрота в беге) очень быстро.
Пиши пропало – всё закончится плохо
Рассказ
Клякса
Я расскажу вам про Федю Рыбкина, о том, как он насмешил весь класс. У него была привычка смешить ребят. И ему было всё равно: перемена сейчас или урок. Так вот. Началось это с того, что Федя подрался с Гришей Копейкиным из-за флакончика туши. Только если сказать по правде, то никакой драки тут не было. Никто никого не бил. Они просто вырывали друг у друга из рук флакончик, а тушь из него выплеснулась, и одна капля попала Феде на лоб. От этого на лбу у него получилась чёрная клякса величиной с пятак.
Сначала Федя рассердился, а потом он увидел, что ребята смеются, глядя на его кляксу, и решил, что это даже лучше. И не стал смывать кляксу.
Скоро зазвонил звонок, пришла Зинаида Ивановна (учительница), и начался урок. Все ребята оглядывались на Федю и потихоньку смеялись над его кляксой. Феде очень нравилось, что он одним своим видом может смешить ребят. Он нарочно сунул палец в флакончик и измазал нос тушью. Тут уж никто без смеха не мог на него смотреть. В классе стало шумно.
– Это чем ты лицо испачкал, тушью?– спросила она.
– Ага,– кивнул головой Федя.
– А какой тушью? Этой? Зинаида Ивановна показала на флакончик, который стоял на парте.
– Этой,– подтвердил Федя, и рот его разъехался чуть ли не до ушей.
Зинаида Ивановна надела на нос очки и с серьёзным видом осмотрела чёрные пятна на лице Феди, после чего сокрушённо покачала головой.
– Напрасно ты это сделал, напрасно!– сказала она.
– А что?– забеспокоился Федя.
– Да, видишь ли, тушь эта химическая, ядовитая. Она разъедает кожу. От этого кожа сперва начинает чесаться, потом на ней выскакивают волдыри, а потом уже по всему лицу идут лишаи и язвочки.
Федя перепугался. Лицо у него вытянулось, рот сам собою открылся.
– Я больше не буду мазаться тушью,– пролепетал он.
– Да уж думаю, что больше не будешь!– усмехнулась Зинаида Ивановна и продолжала урок.
Федя поскорей принялся стирать пятна туши носовым платком, потом повернул своё испуганное лицо к Грише Копейкину и спросил:
– Есть?
– Есть,– шёпотом сказал Гриша. Федя снова принялся тереть лицо, тер и платком и промокашкой, но чёрные пятна глубоко въелись в кожу и не стирались. Гриша протянул Феде ластик и сказал:
– На вот. У меня есть замечательная резинка. Потри, попробуй. Если она тебе не поможет, то пиши пропало.
Федя принялся тереть лицо Гришиной резинкой, но и это не помогло. Тогда он решил сбегать умыться и поднял руку. Но Зинаида Ивановна, будто нарочно, не замечала его. Он — то вставал, то садился, то приподнимался на цыпочки, стараясь вытянуть руку как можно выше. Наконец Зинаида Ивановна спросила, что ему нужно.
– Разрешите мне пойти умыться,– попросил жалобным голосом Федя.
– А что, уже чешется лицо?
– Нет,– замялся Федя.– Кажется, ещё не чешется.
– Ну, тогда посиди. На переменке успеешь умыться.
Федя сел на место и снова принялся тереть лицо промокашкой.
– Чешется?– озабоченно спрашивал Гриша.
– Нет, кажется, не чешется… Нет, кажется, чешется. Не разберу, чешется или не чешется. Кажется, уже чешется! Ну-ка, посмотри, нет ещё волдырей?
– Волдырей ещё нет, а вокруг уже всё покраснело,– шёпотом сказал Гриша.
– Покраснело?– испугался Федя.– Отчего же покраснело? Может быть, уже волдыри начинаются или язвочки?
Федя снова стал поднимать руку и просить Зинаиду Ивановну отпустить его умыться.
– Чешется!– хныкал он.
Теперь ему было не до смеха. А Зинаида Ивановна говорила:
– Ничего. Пусть почешется. Зато в другой раз не станешь мазать лицо чем попало.
Федя сидел как на иголках и всё время хватался за лицо руками. Ему стало казаться, что лицо на самом деле стало чесаться, а на месте пятен уже начинают вздуваться шишки.
– Ты лучше не три,– посоветовал ему Гриша.
Наконец прозвонил звонок. Федя первым выскочил из класса и во всю прыть побежал к умывальнику. Там он всю перемену тёр лицо мылом, а весь класс над ним потешался. Наконец он начисто оттёр пятна туши и целую неделю после этого ходил серьёзным. Всё ждал, что на лице волдыри вскочат. Но волдыри так и не вскочили, а за эту неделю Федя даже разучился на уроках смеяться. Теперь смеётся только на переменках, да и то не всегда.
Проверка восприятия текста. «Утверждения»
Если вы согласны с моим утверждением – говорите «да», если не согласны – говорите «нет».
1) В начале рассказ Федя Рыбкин предстаёт перед читателем серьёзным учеником.
2) Федя не стал смывать кляксу, потому что ребята смеялись, глядя на неё.
3) Гриша предложил Феде носовой платок, чтобы тот стёр кляксу.
4) Зинаида Ивановна обрадовалась, когда увидела грязное лицо Феди.
5) Феде было не до смеха, потому что он испугался, что его лицо покроется волдырями.
6) Поведение Феди огорчило учительницу.
7) Зинаида Ивановна специально делала вид, что не замечает поднятой руки Феди.
8) Федя за месяц разучился смеяться на уроках.
Итог урока
- Чему хотел научить нас автор? (Чтобы мы всё делали вовремя: учились на уроках, веселились на переменках; ответственно относились к тому делу, которым занимаемся.)
- Какая пословица подходит к данному рассказу? («Делу время – потехе час»)
Творческое задание
- На листочке (половина листа А-4) нарисуйте кляксу (вспомните прием Кляксография) и напишите пожелание Феде.
- Дорисуйте кляксу таким образом, чтобы она «ожила».
-Как называется такой прием? (олицетворением)
- Какой вы ещё знаете литературный приём? (сравнение).
- Сравните кляксу, на что она похожа? (на облачко, лужу, цветочек …)
- Ребята, листочек вклейте в тетрадь.
- Ребята, тетрадь по литературному чтению к проверке: проверьте выполнены ли все работы на всех страницах, вклеены ли работы на листочках, "живая" ли и красочна ли ваша тетрадь. Тетрадь должна быть в обложке.
С уважением, Алла Геннадиевна
Комментариев нет:
Отправить комментарий