6 мая
Тема: Внеклассное чтение. М.Ю.Лермонтов. Стихи.
Цель: Учить видеть скрытый и переносный смысл стихотворений писателя. Формировать навыки выразительного чтения и умение интонацией передавать настроение.
- Ребята, сегодня у нас урок внеклассного чтения. Начнем с речевой разминки.
«Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно»
- Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово.
- О чем скороговорка? (О том, как нужно правильно говорить)
- Какие слова надо выделить? (Это должны быть самые важные слова. Расставьте логическое ударение)
- Прочитайте в разговорном темпе, выделяя слова.
- Прочитайте в ускоренном темпе, выделяя слова.
Знакомство с биографией М.Ю. Лермонтова
- Ребята, посмотрите на портрет.
- Это портрет М.Ю. Лермонтова. Поэта, прозаика, драматурга. Родился он 3 октября 1814 года в Москве. Сын армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой, урожденной Арсеньевой.
- После ранней смерти матери (21 год) ребенка взяла к себе бабушка Елизавета Алексеевна. Она заменила мальчику мать. Елизавета Алексеевна жила с ним в Пензенской губернии, в своем имении Тарханы. Бабушка была женщина умная, твердая и властная. Миша Лермонтов получил отличное домашнее образование. С детства свободно владел французским и немецким языками.
- Маленький Лермонтов очень часто болел, и бабушка несколько раз возила его на Кавказ лечиться. Детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в раннем творчестве.
- В 1828 году Михаила зачисляют в 4 класс университета благородного пансиона. Это было одно из лучших учебных заведений. А 1 сентября 1830 года шестнадцатилетний Лермонтов был зачислен студентом Московского университета. Но весной 1832 года его исключают из университета за мятежный дух и острый язык.
- Лермонтову было 20 лет, когда он окончил юнкерскую школу и был произведен в корнеты лейб-гвардии гусарского полка. Бабушка заказала художнику Ф.О.Будкину его парадный портрет. С полотна пристально смотрит на нас спокойный, благообразный гвардеец с правильными чертами лица: удлиненный овал, высокий лоб, строгие карие глаза, прямой, правильной формы нос, щегольские усики над пухлым ртом.
- М.Ю. Лермонтов был очень талантлив. Он не только писал стихи, прозу, но и был одарен удивительной музыкальностью, пел, сочинял музыку на собственные стихи.
- Ребята, поэтическому языку всегда свойственны: четкий ритм, рифма, чувства автора.
Рифма – это созвучие последних слов в строке.
- Языковые средства помогают поэту выразить свои чувства к тому, что он описывает в произведении: эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения.
- Ребята, откройте книгу на с. 105 и прочитайте стихотворение "Парус".
Анализ стихотворения "Парус"
- Какими словами рисует Лермонтов море? (голубое, лазурь, луч солнца)
- А какого цвета парус? (белый)
- Белый, лазурный, голубой, золотой. Какие это цвета? Какие чувства они рождают? (эти цвета тёплые, близкие человеку, жизнелюбивые, рождают чувство радости)
- Каким эпитетом о парусе поэт начинает стихотворение? (парус назван одиноким, и это вызывает чувство тоски, грусти, сожаления)
- А вот определение паруса как ОДИНОКОГО Лермонтов нашел не сразу. Вначале в стихотворении у него было определение ОТДАЛЕННЫЙ, но потом он это определение заменил на "одинокий". (Отдаленный - только о парусе, а одинокий - не только о парусе, но и о человеке, о человеческой жизни.)
- Море удивляет переменчивостью и непостоянством. Красота моря, его могущество всегда поражают. Возле моря не хочется думать о вещах обычных, хочется размышлять о чём-то серьёзном, сокровенном.
- Ребята, прочитайте стихотворение "Тучи" на с. 106.
Анализ стихотворения "Тучи"
- Рассмотрим поэтические образы стихотворения "Тучи". Обратимся к названию.
- Какие слова – ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово? (дождь, темно, пасмурно, грустно, тоскливо)
- Подберите определения к слову «тучи» (тёмные, свинцовые, тяжёлые, серые, унылые).
- Какое настроение возникает у читателя?
- О чём это стихотворение?
- Сколько частей можно выделить в стихотворении?
(Три: 1.Обращение лирического героя к тучам. 2. Вопросы лирического героя. 3. Ответы лирического героя)
- Прочитаем начало стихотворения:
Тучи небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же изгнанники
С милого севера в сторону южную.
- Подберите прилагательные к слову «тучки» (лёгкие, воздушные, быстрые, светлые, весёлые…)
- Какие слова – ассоциации можно подобрать к этому слову? (небо, лето, солнце, радуга…)
-Это обращение создаёт совершенно другое настроение. Какое? (беззаботное, легкое, игривое…)
- Но почему - то такого настроения не возникает. Как называет тучки поэт? (вечные странники)
- Кто такой странник? (тот, у кого нет дома, крова, кто бесприютен, одинок)
В стихотворении слово «странники» приобретает особенную пронзительность, потому что усиливается сравнением: «Мчитесь вы, будто, как я же изгнанники…», лирический герой, как и тучки, вынужден расстаться с родной стороной, с «милым севером».
- Ребята, слова: клевета, злоба, судьба, зависть, преступление - какие они?
- Какими делают жизнь человека эти слова? (несчастным, одиноким, изгнанником.)
- Ребята, прочитайте также стихотворения "Молитва" и "Дары Терека" на с. 106 - 107 (отрывок). Подумайте, о чем эти произведения.
Задание: выучить стихотворение «Парус» наизусть. Сделать иллюстрацию к стихотворению.
- Ребята, пришлите видео вашего выступления. В конце выступления покажите рисунок к произведению.
С уважением, Алла Геннадиевна
Комментариев нет:
Отправить комментарий