пятница, 6 мая 2022 г.

Литературное чтение

 6 мая

Тема: Внеклассное чтение. М.Ю.Лермонтов. Стихи. 

Цель: Учить видеть скрытый и переносный смысл стихотворений писателя. Формировать навыки выразительного чтения и умение интонацией передавать  настроение.

- Ребята, сегодня у нас урок внеклассного чтения. Начнем с речевой разминки.

         «Кто хочет разговаривать,

         Тот должен выговаривать

         Все правильно и внятно,

         Чтоб было всем понятно»

- Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово.

- О чем скороговорка? (О том, как нужно правильно говорить)

- Какие слова надо выделить?  (Это должны быть самые важные слова. Расставьте логическое ударение)

- Прочитайте в разговорном темпе, выделяя слова.

- Прочитайте в ускоренном темпе, выделяя слова.

Знакомство с биографией М.Ю. Лермонтова

- Ребята,  посмотрите на портрет.

- Это портрет М.Ю. Лермонтова. Поэта, прозаика, драматурга.  Родился  он 3 октября 1814 года в Москве.  Сын армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой, урожденной Арсеньевой.

- После ранней смерти матери (21 год) ребенка взяла к себе бабушка Елизавета Алексеевна. Она заменила мальчику мать. Елизавета Алексеевна  жила с ним в Пензенской губернии, в своем имении Тарханы. Бабушка была женщина умная, твердая и властная.  Миша Лермонтов получил отличное домашнее  образование. С детства свободно владел французским и немецким языками.

- Маленький Лермонтов очень часто болел, и бабушка несколько раз возила его  на Кавказ лечиться. Детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в раннем творчестве.

- В 1828 году Михаила зачисляют в 4 класс университета благородного пансиона. Это было одно из лучших учебных заведений. А 1 сентября 1830 года  шестнадцатилетний Лермонтов  был зачислен студентом Московского университета. Но весной 1832 года его исключают из университета за мятежный дух и острый язык.

- Лермонтову было 20 лет, когда он окончил юнкерскую школу и был произведен в корнеты лейб-гвардии гусарского полка.  Бабушка заказала художнику Ф.О.Будкину его парадный портрет. С полотна  пристально смотрит на нас  спокойный, благообразный гвардеец  с правильными чертами лица: удлиненный  овал, высокий лоб, строгие карие глаза, прямой, правильной формы нос, щегольские усики над пухлым ртом.

- М.Ю. Лермонтов был очень талантлив. Он не только писал стихи, прозу, но и  был одарен удивительной музыкальностью, пел, сочинял музыку на собственные стихи.

- Ребята,  поэтическому языку  всегда свойственны: четкий ритм, рифма, чувства автора.

Рифмаэто созвучие последних слов в строке.

- Языковые средства помогают поэту выразить свои чувства к тому, что он описывает в произведении: эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения.

- Ребята, откройте книгу на с. 105 и прочитайте стихотворение "Парус".

Анализ стихотворения "Парус"

- Какими словами рисует Лермонтов море? (голубое, лазурь, луч солнца)

- А какого цвета парус? (белый)

- Белый, лазурный, голубой, золотой. Какие это цвета? Какие чувства они рождают? (эти цвета тёплые, близкие человеку, жизнелюбивые, рождают чувство радости)

- Каким эпитетом о парусе поэт начинает стихотворение? (парус назван одиноким, и это вызывает чувство тоски, грусти, сожаления)

- А вот определение паруса как ОДИНОКОГО Лермонтов нашел не сразу. Вначале в стихотворении у него было определение ОТДАЛЕННЫЙ, но потом он это определение заменил на "одинокий".  (Отдаленный - только о парусе, а одинокий - не только о парусе, но и о человеке, о человеческой жизни.)

- Море удивляет переменчивостью и непостоянством. Красота моря, его могущество всегда поражают. Возле моря не хочется думать о вещах обычных, хочется размышлять о чём-то серьёзном, сокровенном.  

- Ребята,   прочитайте стихотворение "Тучи" на с. 106.

Анализ  стихотворения "Тучи"

 - Рассмотрим поэтические образы стихотворения "Тучи". Обратимся к названию.

- Какие слова – ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово? (дождь, темно, пасмурно, грустно, тоскливо)

- Подберите определения к слову «тучи» (тёмные, свинцовые, тяжёлые, серые, унылые).

- Какое настроение возникает у читателя?

- О чём это стихотворение?

- Сколько частей можно выделить в стихотворении?

(Три: 1.Обращение лирического героя к тучам. 2. Вопросы лирического героя. 3. Ответы лирического героя)

- Прочитаем начало стихотворения:

Тучи небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто, как я же изгнанники

С милого севера в сторону южную.

- Подберите прилагательные к слову «тучки» (лёгкие, воздушные, быстрые, светлые, весёлые…)

- Какие слова – ассоциации можно подобрать к этому слову? (небо, лето, солнце, радуга…)

-Это обращение создаёт совершенно другое настроение. Какое? (беззаботное, легкое, игривое…)

- Но почему - то такого настроения не возникает. Как называет тучки поэт? (вечные странники)

- Кто такой странник? (тот, у кого нет дома, крова, кто бесприютен, одинок)

В стихотворении слово «странники» приобретает особенную пронзительность, потому что усиливается сравнением: «Мчитесь вы, будто, как я же изгнанники…», лирический герой, как и тучки, вынужден расстаться с родной стороной, с «милым севером».

- Ребята, слова: клевета, злоба, судьба, зависть, преступление - какие они?

- Какими делают жизнь человека эти слова? (несчастным, одиноким, изгнанником.) 

- Ребята, прочитайте также стихотворения "Молитва" и "Дары Терека"  на с. 106 - 107  (отрывок). Подумайте, о чем эти произведения.

Задание: выучить стихотворение «Парус» наизусть. Сделать иллюстрацию к стихотворению. 

- Ребята, пришлите видео вашего выступления. В конце выступления покажите рисунок к произведению.


С уважением, Алла Геннадиевна



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Рекомендованные задания 1 класс 08.04.2024

  8 апреля Математика 1 . Видеоурок на тему "Прием сложения + 7". https://www.youtube.com/watch?v=VoZTehIOkAc&ab_channel=Liame...