пятница, 29 апреля 2022 г.

Литературное чтение

 29 апреля

Тема: Г.Х.Андерсен "Гадкий утенок". Выразительное чтение, пересказ.

Цель: Учить выразительному чтению, умению выделять главное при передаче текста в устной форме (пересказ).

- Ребята, давайте вспомним, что такое сказка?  (Сказка - повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.)

- Какие виды русских народных сказок вы знаете? (О животных, бытовые, волшебные)

- Назовите главные признаки сказок о животных. (Главные герои - животные, композиция - цепевидная, большое обилие глаголов, включаются диалоги, повторяющиеся песенки.)

- Назовите главные признаки бытовых сказок. (В основе сюжета – необычайное происшествие в рамках реальных человеческих отношений, реальные жизненные конфликты получают сказочное разрешение.)

- А какие сказки называются волшебными? (Это сказки, содержащие волшебство, чудеса, наличие волшебных персонажей, предметов, описание доминирует над диалогом.)

- А что общего для всех народных сказок? («Сказка ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок»)

- Сказка "Гадкий утенок" - самая светлая, волшебно-счастливая сказка, которая принесла Г.Х.Андерсену  славу (известность). Писатель является автором  всемирно известных сказок для детей и взрослых:  «Новое платье короля», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Оле Лукойе», «Снежная королева» и многих других.

- Андерсен написал более 170 сказок.  Благодаря ним, он стал самым знаменитым сказочником мира.

- Ежегодно с 1967 года день 2 апреля - день рождения Андерсена, отмечается как Международный день детской книги.

- Учреждена Золотая медаль имени Х.К. Андерсена. Ею награждаются писатели, чьи произведения для детей признаны лучшими.

Работа с произведением

- Я уверенна, что вы уже хорошо научились читать сказку. Подготовим ее пересказать. Предлагаю вам использовать  готовый  план для пересказа. 

1. Рождение утят.

2. Ожидание последнего утёнка.

3. Некрасивый утёнок.

4. Купание утят.

5. Птичий двор.

6. Утенок убежал. 

7. Прекрасное превращение.

- Однако можете составить и свой план пересказа. 

- Чтобы удалось  пересказать  события близко к тексту,  необходимо проследить, как они развиваются; уточним, какую мораль хотел донести до нас автор.

- Ребята, вспомните, что такое композиция?

Композиция – это построение произведения. В композицию сказок входят: зачин, развитие действия(эпизоды), кульминация, концовка.

- Сейчас мы с вами обратимся к тексту сказки и посмотрим, какова ее композиция.

- Есть ли у этой сказки зачин ? (В ней нет зачина. Сказка начинается с развития действия.)

- А какой традиционный зачин вы наблюдали, когда читали народные сказки? (Жили-были….В некотором царстве, в некотором государстве…)

- Так начинаются народные сказки. Но мы с вами читаем сказку авторскую. Андерсен начинает свою сказку по-другому - сразу идет развитие действия.

- Посмотрите на план, который  я вам предложила. Сколько эпизодов я выделила? Как развивается действие в сказке? 

- Обратите внимание, драматизм все время нарастает, конфликт развивается.

- Какой эпизод кульминационный? (Когда гадкий утенок полетел на встречу лебедям.)

- Что является концовкой?

- На что похожа эта концовка? (На мысли человека, когда его очень часто преследуют несчастья).

- Сделаем вывод, в чем особенность композиции литературной сказки Андерсена?

(Каждый герой сказки поступал плохо с утенком, только потому что он был не такой как все остальные).

Обобщение: В конце сказки можно увидеть, что все те лишения и огорчения, которые перенес утенок, лишили его уверенности. 

- Что такое сюжет? (Это последовательность событий, в нем обязательно присутствует конфликт.)

- Что такое конфликт?

Конфликтэто столкновение мнений, взглядов, жизненных позиций, интересов и пр. По конфликту волшебные сказки бывают героические (герой борется с волшебной силой); социальные (герой борется с несправедливостью); семейные (конфликт происходит в семье или сказка носит нравоучительный характер).

- Как вы думаете, наша сказка по конфликту к какому виду относится? (Социальная, потому что утенок борется с несправедливостью.)

- Попробуем определить, кто в сказке вступает в конфликт и с кем?

(Утенок с уткой, знатной уткой, котом, селезнем).

- Кто-то помогает или мешает гадкому утенку?

(Мама – утка защищала от обид, но его обижал кот, курица)

- А в каком месте сказки вы особенно переживали за её героев?

(Когда гадкого утенка выгнали из хозяйственного двора)

Обобщение: Г.Х Андерсен – мастер в создании сказочного сюжета. Ему удалось так соединить сюжетные линии, чтобы нам, читателям, было интересно, чтобы мы переживали различные чувства, чтобы мы не оставались равнодушными к судьбе героев.

- Откройте учебник на с. 200, внимательно посмотрите на иллюстрацию. Найдите в тексте слова, которые описывают действие, происходящие на иллюстрации. Прочитайте.

- Откройте учебник на с. 205, внимательно посмотрите на иллюстрацию. Найдите в тексте слова, которые описывают действие, происходящие на иллюстрации. Прочитайте.

- С каким настроение вы читали эти отрывки?

- Понравились вам эти отрывки?

- Как вы думаете, на чьей стороне автор: на стороне добрых сил или злых?

- Как вы бы поступили в отношении  гадкого утенка? Почему?

Задание: подготовьте пересказ понравившегося отрывка (запишите видео 2-3 минуты, пришлите).

Итог урока

- Что нового узнали сегодня на уроке? 

- Что вам понравилось?

- Посмотрите по ссылке мультфильм. 

 https://www.youtube.com/watch?v=9v8KXPUUPRc&t=53s&ab_channel=%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9%D0%9E%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%81%D1%8F%D0%BD


С уважением, Алла Геннадиевна

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Рекомендованные задания 1 класс 08.04.2024

  8 апреля Математика 1 . Видеоурок на тему "Прием сложения + 7". https://www.youtube.com/watch?v=VoZTehIOkAc&ab_channel=Liame...