22.04.2020
Тема: Литературная
загадка. Сочинение загадок. И.
Токмакова. Е. Трутнева.
Проект «Составление сборника
загадок».
Цель: Учиться
отгадывать и сочинять загадки, развивая логическое мышление, память, речь и
творческие способности. Данный
проект поможет ученикам глубже познать культуру своего народа через загадки. А также повысить ценностное отношение
участников проекта к совместной творческой деятельности по созданию
сборника загадок.
Слово учителя
- Ребята, вы любите загадки?
- Отгадайте загадку
Есть
у радости подруга
В
виде полукруга.
На
лице она живет
То
куда-то вдруг уйдет,
То
внезапно возвратится,
Грусть
– тоска её боится.
-
Что это такое? (Улыбка) - Что такое улыбка?
- Где можно найти научное
толкование слова загадка? (В толковом словаре В.Даля,
С.Ожегова)
- Любите ли вы отгадывать загадки? Скажите,
а кто сочиняет загадки? (Народ,
поэты)
-
Для чего народ и поэты сочиняют загадки? (Для развлечения, делают нашу речь более красивой,
образной, так как в загадках много ярких, красивых слов, сравнений, развивают
мышление, творчество)
-
А легко ли сочинять загадки?
-
А вы хотели бы научиться сочинять загадки?
- Обо всем ли на
свете можно сочинить загадки?
- Можно ли назвать загадки жанром устного народного
творчества?
- Похожа ли загадка на задачу? Почему?
- Как вы считаете, как давно появились загадки?
- Какие бывают загадки? О чем, о ком бывают загадки?
- По каким принципам можно строить загадки?
- Сколько
вопросов???? Попробуем разобраться.
-
Чтобы придумать загадки (да еще и
подобрать рифму), нужно понять, как они устроены.
В загадке не называется предмет, о котором она придумана. Нужно придумать другой образ, с которым ассоциируется загаданное слово и перечислить все его признаки и действия, которые можно сделать с этим предметом. Как найти такой образ? Помогут следующие вопросы, которые нужно задать к загаданному предмету:
- что это за предмет?
В загадке не называется предмет, о котором она придумана. Нужно придумать другой образ, с которым ассоциируется загаданное слово и перечислить все его признаки и действия, которые можно сделать с этим предметом. Как найти такой образ? Помогут следующие вопросы, которые нужно задать к загаданному предмету:
- что это за предмет?
-
зачем он нужен?
-
из какого материала сделан?
-
на что похож?
Эти
признаки предмета и возможные над ним действия нужно заложить в текст загадки,
чтобы у слушателя возник обратный ассоциативный ряд, ведущий к отгадке.
Простыми словами - текст загадки
обязательно должен помочь догадаться (ну,
оно и понятно). По возможности
сочинить рифму.
Памятка
Как придумать загадку?
1.Выбрать какой-нибудь предмет
для своей загадки.
2.Представить в своем
воображении.
3.Найти такие признаки этого
предмета, по которым его можно было бы узнать, даже не называя самого предмета.
4.Подумать, с каким предметом его
можно сравнить.
5.Найти у них какие-то общие
признаки или действия.
6.Спрятать за эти признаки
предмет и загадать о нем загадку.
У нас на кухне появился слон,
На плиту уселся он.
И свистит, и пыхтит,
В животе вода кипит.
Работа с учебником
-
Прочитайте на стр.69 в учебнике информационный материал о том, как придумать
загадку. Тема загадок у нас с вами будет
«Животный мир». Вам необходимо выбрать
любое животное, составить о нем загадку и оформить ее в виде книжной странички.
Для этого надо взять альбомный лист, расположить его в горизонтальном положении, мысленно
разделить на две части: с правой стороны написать загадку,
а с левой - нарисовать иллюстрацию
(изображение этого животного)….и готово. Фамилию и имя напишите внизу на стороне, где загадка. Когда все дети выполнят эту работу, мы
скрепим листочки, получится книжка загадок. Это наш школьный проект «В
мире загадок» - Сборник загадок о животных.
- Но сначала необходимо прочитать весь учебный материал в учебнике,
чтобы разобраться во всем, чтобы стало интересно и захотелось поработать. Удачи,
ребята!
Подводим итог:
- Как вы думаете: трудно или легко сочинять загадки?
- Интересная ли это работа?
Рекомендовано: чтение текстов стр. 68-78 выразительно, участие в проекте «В мире загадок» (в рамках класса).
Спасибо за работу!
Электронный адрес
м.т. 071-426-61-57
Комментариев нет:
Отправить комментарий