вторник, 21 апреля 2020 г.

Литературное чтение



22.04.2020
Тема: Литературная загадка. Сочинение загадок.  И. Токмакова. Е. Трутнева.
           Проект «Составление сборника загадок».
Цель: Учиться отгадывать и сочинять загадки, развивая логическое мышление, память, речь и творческие способности. Данный проект поможет ученикам глубже познать культуру своего народа через загадкиА также повысить ценностное отношение участников проекта к  совместной творческой деятельности по созданию сборника загадок.   
Слово учителя
- Ребята, вы любите загадки?
- Отгадайте загадку
Есть у радости подруга   
В виде полукруга.
На лице она живет
То куда-то вдруг уйдет,
 То внезапно возвратится,
Грусть – тоска её боится.
- Что это такое? (Улыбка)    - Что такое улыбка?

- Где можно найти научное толкование слова загадка(В толковом словаре В.Даля, С.Ожегова)
- Любите ли вы отгадывать загадки? Скажите, а кто сочиняет загадки? (Народ, поэты)
- Для чего народ и поэты сочиняют загадки? (Для развлечения,  делают  нашу речь более красивой, образной, так как в загадках много ярких,   красивых   слов,   сравнений, развивают мышление, творчество)
- А легко ли сочинять загадки?
- А вы хотели бы научиться сочинять загадки?
- Обо  всем ли на свете можно сочинить загадки?
- Можно ли назвать загадки жанром устного народного творчества?
- Похожа ли загадка на задачу? Почему?
- Как вы считаете, как давно появились загадки?
- Какие бывают загадки? О чем, о ком  бывают загадки?
- По каким принципам можно строить загадки?
- Сколько вопросов???? Попробуем разобраться.

- Чтобы придумать загадки (да еще и подобрать рифму), нужно понять, как они устроены.
В загадке не называется предмет, о котором  она придумана. Нужно придумать другой образ, с которым ассоциируется загаданное слово и перечислить все его признаки и действия, которые можно сделать с этим предметом. Как найти такой образ? Помогут следующие вопросы, которые нужно задать к загаданному предмету:
- что это за предмет?
- зачем он нужен?
- из какого материала сделан?
- на что похож?
Эти признаки предмета и возможные над ним действия нужно заложить в текст загадки, чтобы у слушателя возник обратный ассоциативный ряд, ведущий к отгадке. Простыми словами  - текст загадки обязательно должен помочь догадаться (ну, оно и понятно). По возможности сочинить рифму.

Памятка
Как придумать загадку?
1.Выбрать какой-нибудь предмет для своей загадки.
2.Представить в своем воображении.
3.Найти такие признаки этого предмета, по которым его можно было бы узнать, даже не называя самого предмета.
4.Подумать, с каким предметом его можно сравнить.
5.Найти у них какие-то общие признаки или действия.
6.Спрятать за эти признаки предмет и загадать о нем загадку.

- Давайте попробуем. Чайник. Сначала мы поиграли в ассоциации и решим, что чайник очень похож на слона. Осталось наделить слона свойствами чайника и составить рифму.

У нас на кухне появился слон,
На плиту уселся он.
И свистит, и пыхтит,
В животе вода кипит.


Работа с учебником
- Прочитайте на стр.69 в учебнике информационный материал о том, как придумать загадку. Тема  загадок у нас с вами будет «Животный мир». Вам необходимо выбрать любое животное, составить о нем загадку и оформить ее в виде книжной странички. Для этого надо взять альбомный лист,  расположить его в горизонтальном положении, мысленно разделить   на две части: с правой  стороны написать загадку, а с левой -  нарисовать иллюстрацию (изображение этого животного)….и готово. Фамилию  и имя напишите внизу на стороне, где загадка. Когда все дети выполнят эту работу, мы скрепим листочки, получится книжка загадок. Это наш школьный проект «В мире загадок» - Сборник загадок о животных.
- Но сначала необходимо прочитать весь учебный материал в учебнике, чтобы разобраться во всем, чтобы стало интересно и захотелось поработать. Удачи, ребята!

Подводим итог:
- Как вы думаете: трудно или легко сочинять загадки?
- Интересная ли это работа?

Рекомендовано: чтение текстов стр. 68-78 выразительно, участие в  проекте «В мире загадок» (в рамках класса). 
Спасибо за работу! 



Электронный адрес 
Кулинич А.Г.  khromenkova.a@gmail.com
м.т.  071-426-61-57

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Рекомендованные задания 1 класс 08.04.2024

  8 апреля Математика 1 . Видеоурок на тему "Прием сложения + 7". https://www.youtube.com/watch?v=VoZTehIOkAc&ab_channel=Liame...