04.05.2020
Тема: Рассказы
о детях Ю. Ермолаев, Е. Благинина, В. Орлов, С. Михалков, Р. Сеф.
Цель: Познакомить учащихся с произведениями детских писателей о дружбе. Отработать
интонационное выразительное чтение.
Слово учителя
- Наш
новый раздел, ребята, называется «Я и мои друзья». Поговорим о дружбе. В словаре Сергея Ивановича Óжегова слово дружба
объясняется как «близкие отношения, основанные на взаимном
доверии, привязанности, общности интересов».
- Задумывались
ли вы когда-нибудь над тем, кого можно
назвать другом?
- А
вот детские писатели и поэты много
писали об этом.
- Откроем
учебник на стр.29, прочитаем название
раздела и задачи. Теперь переверните страницу и прочитайте на стр.30 обращение авторов учебника. Ответьте на
вопросы.
- Познакомимся
с рассказом Юрия Ермолаева. Юрий
Иванович Ермолаев детский писатель и
драматург. Писал рассказы, повести и сказки. Мог по-доброму посмеяться над
своим героем. Его рассказы учат быть стойкими, не бояться трудностей. Рассказ,
с которым вы познакомитесь, называется «Лучший
друг». Как вы думаете, о чём пойдёт речь?
-
Прочитайте рассказ «Лучший друг» на стр.31-32.
- Почему
Коля рассердился на Вову? (Вова без разрешения взял его самокат. Коля
разозлился и обиделся, решил Вовку
отлупить.)
- Так
почему же в конце главный герой успокоился?
(Вовка назвал его лучшим другом, и Коле
стало стыдно за свою жадность и злость.)
- Почему
автор назвал рассказ «Лучший друг»? (Коля
смог сдержать своё раздражение, осознал, что лучший друг не будет злиться на
друга.)
- Вот так, ребята, одна фраза, может изменить настроение
человека.
- Прочитаем ещё одно произведение Елены
Благининой «Подарок».
- В
какой форме написано произведение Елены Благининой? (Это
стихотворение: есть ритм и рифма.)
-
О чём это стихотворение? (Девочка не пожалела любимой игрушки для
подруги. Можем сказать, что девочка добрая, щедрая и хорошая подружка.)
-
Что общего у рассказа Юрия Ермолаева и стихотворения Елены Благининой? (У этих
произведений общая тема дружбы. А
главная мысль заключается в том, что «для хорошего друга не жаль ни хлеба, ни
досуга».)
- Прочитаем стихотворение Владимира Натановича Орлова «Кто первый?»
и подумаем, о настоящих ли друзьях идёт
речь.
- В стихотворении «Кто первый» Владимир
Орлов описывает ситуацию, когда два друга неожиданно подрались, но когда их
начинают спрашивать о причинах этой драки, они вдруг с удивлением понимают, что
сами не знают этой причины. В этом диалоге слышен переход эмоций от обиды и
возмущения к удивлению и радости. Можем дать мальчикам совет: «Ссора да упрямство до добра не доведут».
- Приходим к выводу, что настоящий друг тот, кто сможет тебя понять и простить,
поддержит в трудную минуту. Недаром про дружбу народ сложил много пословиц.
Где дружба, там и
согласие.
Друг научит, а недруг
проучит.
Настоящему другу цены нет.
О себе заботься, а
товарища не забывай.
Для милого дружка и
сережку из ушка.
Где лад, там и клад.
А сегодня нам помогла
книга – наш лучший друг!
- Соедини слова стихотворения с правильной
интонацией (подбери к предложениям из первого столбика соответствующую интонацию
из второго столбика).
Стихотворение
|
Интонация
|
-
Кто кого обидел первый?!
|
с обидой
|
-
Он меня!
-
Нет, он меня!
|
строго
|
-
Кто кого ударил первый!?
|
С возмущением
|
-
Он меня!
-
Нет, он меня!
|
строго
|
-
Вы же раньше так дружили!
|
С обидой и надеждой
|
-
Я дружил!
-
И я дружил!
|
С недоумением
|
-
Что же вы не поделили!?
|
Облегчённо и радостно
|
-
Я забыл!
-
И я забыл!
|
Удивлённо
|
- Открыв дома книжный шкаф,
можно найти там детские книжки, которые читали наши мамы и папы. Среди них
обязательно окажется и сборник стихотворений для детей Сергея Михалкова. Открыв
эту книгу, бабушка вспомнит небольшой отрывок из «Дяди Степы». А дедушка
расскажет про войну с помощью строк из поэмы «Быль для детей». Благодаря этим
произведениям, Михалков стал одним из самых любимых детьми советских поэтов.
- Сергей Михалков родился в
Москве больше 100 лет назад в дворянской семье. Когда будущий поэт был еще
совсем маленьким, его отец часто и подолгу читал для него книги, поэтому
интерес к поэзии появился у Михалкова очень рано. Поэзия Сергея Есенина и
Владимира Маяковского так впечатлила мальчика, что он начал писать стихи в 9 лет.
А уже шесть лет спустя в журнале напечатали его стихотворение «Дорога». Но
известность пришла к нему позже.
- После школы С. Михалков вернулся в Москву. Найти работу по
душе ему удалось не сразу. Он трудился на ткацкой фабрике, потом ездил в
экспедиции. И только после этого получил работу в газете. Все это время он
продолжал писать стихи. Несколько лет спустя издали его первый сборник для
детей. А еще через два года он стал знаменит благодаря поэме «Дядя Степа».
Тогда же Сергей Михалков подружился с другими детскими писателями: Корнеем
Чуковским и Самуилом Маршаком.
- Всю свою жизнь Михалков
продолжал активно трудиться. Сергей Михалков прожил 96 лет, и за это время его
книги были напечатаны огромным тиражом в 300 миллионов копий.
- Сегодня мы читаем
произведение «Бараны» С.Михалкова. (Прочитайте несколько раз, ответьте на вопросы).
- Стихотворение «Бараны» учит уступать друг
другу, уметь договариваться. Лучше дружить, чем ссориться.
Знакомство с произведением Р. Сефа «Совет» на стр.37.
- Прочтите название
произведения.
- Кто его автор?
- Рассмотрите иллюстрацию.
- Прочтите выражение «Разбитая
дружба». Как вы понимаете его смысл?
- Из-за чего может
прекратиться дружба?
- Как избежать ссоры?
- Как вы считаете, можно
ли спорить с другом?
- В споре с другом важно определить предмет спора. Если же спорить по
пустякам, то лучше прекратить разговор и договориться об одном правиле: не
продолжать спор по мелочам, если вы дорожите своей дружбой.
Разбитая посуда - разлетелась
на осколки, вдребезги.
Подводим итог:
- Какие произведение мы читали
на уроке?
- Кто их автор?
- Чему учат нас эти
произведения?
Рекомендовано: чтение текстов
стр. 30-37 выразительно, ответить на вопросы.
Спасибо за работу!
м.т. 071-426-61-57
Комментариев нет:
Отправить комментарий