воскресенье, 3 мая 2020 г.

Литературное чтение


04.05.2020
Тема: Рассказы о детях Ю. Ермолаев, Е. Благинина, В. Орлов, С. Михалков,  Р. Сеф.       
Цель: Познакомить учащихся с произведениями детских писателей о дружбе. Отработать интонационное выразительное чтение.
Слово учителя
- Наш новый раздел, ребята,  называется «Я и мои друзья». Поговорим о дружбе. В словаре Сергея Ивановича Óжегова  слово дружба объясняется   как  «близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
- Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, кого можно назвать другом?
- А вот детские писатели и поэты много писали об этом.
- Откроем учебник на стр.29,  прочитаем название раздела и задачи. Теперь переверните страницу и прочитайте  на стр.30  обращение авторов учебника. Ответьте на вопросы.
- Познакомимся с рассказом Юрия Ермолаева. Юрий Иванович Ермолаев детский писатель и драматург. Писал рассказы, повести и сказки. Мог по-доброму посмеяться над своим героем. Его рассказы учат быть стойкими, не бояться трудностей. Рассказ, с которым вы познакомитесь, называется «Лучший друг». Как вы думаете, о чём пойдёт речь?
- Прочитайте рассказ «Лучший друг» на стр.31-32.
- Почему Коля рассердился на Вову?  (Вова  без разрешения взял его самокат. Коля разозлился и обиделся,  решил Вовку отлупить.)
- Так почему же в конце главный герой успокоился?  (Вовка назвал его лучшим другом, и Коле стало стыдно за свою жадность и злость.)
- Почему автор назвал рассказ «Лучший друг»?  (Коля смог сдержать своё раздражение, осознал, что лучший друг не будет злиться на друга.)
- Вот так, ребята,  одна фраза, может изменить настроение человека.
- Прочитаем ещё одно произведение Елены Благининой «Подарок».
- В какой форме написано произведение Елены Благининой?  (Это стихотворение: есть ритм и рифма.)
- О чём это стихотворение?  (Девочка не пожалела любимой игрушки для подруги. Можем сказать, что девочка добрая, щедрая и хорошая подружка.)
- Что общего у рассказа Юрия Ермолаева и стихотворения Елены Благининой?  (У этих произведений общая тема дружбы. А главная мысль заключается в том, что «для хорошего друга не жаль ни хлеба, ни досуга».)
- Прочитаем стихотворение Владимира Натановича Орлова «Кто первый?» и подумаем, о настоящих ли друзьях идёт речь.
- В стихотворении «Кто первый» Владимир Орлов описывает ситуацию, когда два друга неожиданно подрались, но когда их начинают спрашивать о причинах этой драки, они вдруг с удивлением понимают, что сами не знают этой причины. В этом диалоге слышен переход эмоций от обиды и возмущения к удивлению и радости. Можем дать мальчикам совет: «Ссора да упрямство до добра не доведут».
- Приходим к выводу, что настоящий друг тот, кто сможет тебя понять и простить, поддержит в трудную минуту. Недаром про дружбу народ сложил много пословиц.

Где дружба, там и согласие.
Друг научит, а недруг проучит.
Настоящему другу цены нет.
О себе заботься, а товарища не забывай.
Для милого дружка и сережку из ушка.
Где лад, там и клад.
А сегодня нам помогла книга – наш лучший друг!


- Соедини слова стихотворения с правильной интонацией (подбери к предложениям из первого столбика соответствующую интонацию из второго столбика).

Стихотворение
Интонация
- Кто кого обидел первый?!
с обидой
- Он меня!
- Нет, он меня!
строго
- Кто кого ударил первый!?
С возмущением
- Он меня!
- Нет, он меня!
строго
- Вы же раньше так дружили!
С обидой и надеждой
- Я дружил!
- И я дружил!
С недоумением
- Что же вы не поделили!?
Облегчённо и радостно
- Я забыл!
- И я забыл!
Удивлённо
 
- Открыв дома книжный шкаф, можно найти там детские книжки, которые читали наши мамы и папы. Среди них обязательно окажется и сборник стихотворений для детей Сергея Михалкова. Открыв эту книгу, бабушка вспомнит небольшой отрывок из «Дяди Степы». А дедушка расскажет про войну с помощью строк из поэмы «Быль для детей». Благодаря этим произведениям, Михалков стал одним из самых любимых детьми советских поэтов.
- Сергей Михалков родился в Москве больше 100 лет назад в дворянской семье. Когда будущий поэт был еще совсем маленьким, его отец часто и подолгу читал для него книги, поэтому интерес к поэзии появился у Михалкова очень рано. Поэзия Сергея Есенина и Владимира Маяковского так впечатлила мальчика, что он начал писать стихи в 9 лет. А уже шесть лет спустя в журнале напечатали его стихотворение «Дорога». Но известность пришла к нему позже.
- После школы  С. Михалков вернулся в Москву. Найти работу по душе ему удалось не сразу. Он трудился на ткацкой фабрике, потом ездил в экспедиции. И только после этого получил работу в газете. Все это время он продолжал писать стихи. Несколько лет спустя издали его первый сборник для детей. А еще через два года он стал знаменит благодаря поэме «Дядя Степа». Тогда же Сергей Михалков подружился с другими детскими писателями: Корнеем Чуковским и Самуилом Маршаком.
- Всю свою жизнь Михалков продолжал активно трудиться. Сергей Михалков прожил 96 лет, и за это время его книги были напечатаны огромным тиражом в 300 миллионов копий.
- Сегодня мы читаем произведение «Бараны» С.Михалкова. (Прочитайте несколько раз, ответьте  на вопросы).
- Стихотворение «Бараны» учит уступать друг другу, уметь договариваться. Лучше дружить, чем ссориться.

 Знакомство с произведением Р. Сефа «Совет» на стр.37.
- Прочтите название произведения.
- Кто его автор?
- Рассмотрите иллюстрацию.
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этом стихотворении?
- Прочтите выражение «Разбитая дружба». Как вы понимаете его смысл?
- Из-за чего может прекратиться дружба?
- Как избежать ссоры?
- Как вы считаете, можно ли спорить с другом?
- В споре с другом важно определить предмет спора. Если же спорить по пустякам, то лучше прекратить разговор и договориться об одном правиле: не продолжать спор по мелочам, если вы дорожите своей дружбой.

Разбитая дружба - два человека больше не дружат.


Разбитая посуда - разлетелась на осколки, вдребезги.

Подводим итог:
- Какие произведение мы читали на уроке?
- Кто их автор?
- Чему учат нас эти произведения?
Рекомендовано: чтение текстов стр. 30-37 выразительно, ответить на вопросы.

Спасибо за работу! 



Электронный адрес Кулинич А.Г. khromenkova.a@gmail.com
м.т.  071-426-61-57

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Рекомендованные задания 1 класс 08.04.2024

  8 апреля Математика 1 . Видеоурок на тему "Прием сложения + 7". https://www.youtube.com/watch?v=VoZTehIOkAc&ab_channel=Liame...