27 апреля
Тема: Виды словесных задач. Знакомство с происхождением шарад, метаграмм и логогрифов. Разгадывание анаграмм и ребусов.
Цель: Познакомить детей со словесными задачами по грамматике – шарада, метаграмма, логогриф, анаграмма.
- Ребята, мы с вами знаем из уроков русского языка, что такое загадка. Кто помнит, что такое загадка? (В загадке приводятся различные сравнения предмета, явления. Эти сравнения помогают догадаться, отгадать о чем идет речь. Отгадка – слово, его смысл, его значение должны оставаться неизменными).
- Как вы думаете, кроме загадок существуют другие словесные задачи?
- Да, конечно их много. С некоторыми из них сегодня я хочу вас познакомить.
- К словесным задачам относятся шарады, метаграммы, логогриф, анаграмма и другие задачи, основанные на каких – либо изменениях и переменах в составе загаданных слов.
Словесные задачи основаны на разделении слов на части, на перестановке или замене в них букв, на добавлении или сокращении некоторых букв или слогов, а значит, и на непрерывно меняющихся значениях задуманного слова, зависящих от этих изменений.
Сегодня разберем основные виды словесных задач.
Шарада – загадка, в которой загаданное слово состоит из нескольких составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово. Например, «пар – ус», «вино - град», «бой – кот» и т.п. Шарада всегда отгадывается по частям. Отгадывание отдельных частей слова облегчает отгадывание целого слова. По своему характеру шарада ближе к обычным загадкам, чем другие виды словесных задач.
Первые шарады (charade — беседа) возникли в VI веке у Симфосия (древнеримский поэт). Где-то с XVIII века они стали очень популярны у французов. Во времена средневековья под шарадами подразумевали двухколесные повозки. Намного позже у феодалов, которые любили предаваться после ужина словесным развлечениям, это слово поменяло свое значение на «целый воз болтовни».
Шарады:
1. Начало деревом зовется,
Конец - читатели мои,
Здесь в книге целое найдется,
И в каждой строчке есть они. (Бук - вы)
2.Первое я в удивлении восклицаю,
Второе с книжной полки я снимаю,
Когда же первое с вторым соединится,
Получится мельчайшая частица. (А - том)
3.Часть танца – слог мой первый,
Вино –мой слог второй,
На целом перевозят
Через реку бечевой. (Па - ром)
4. Начало – голос птицы,
Конец на дне пруда,
А целое в музее
Найдете без труда (Кар - тина)
5.Мой первый слог – предлог,
И во втором мы проживем все лето,
А целое от нас и вас
Давно уж ждет ответа. (За - дача)
- А теперь начнем знакомство с другим видом словесных задач – Метаграмма.
Слово "метаграмма" произошло от греч. meta - "между", gramma - "буква". Это одна из разновидностей шарады - нужно разгадать слово по подсказкам в загадке.
Метаграмма – задача, основанная на последовательном изменении в слове 1 или нескольких букв. Это наиболее легкий вид словесных задач, т.к. достаточно по приводимым признакам отгадать слово с одной из указанных слов, чтобы легко было определить и все остальные слова. В метаграммах может меняться не только первая, но и любая другая буква, например, последняя. Могут меняться и целые слоги. Давайте попробуем порешать некоторые из них.
1. С «д» из года в год встречаем,
С «т» за ними ходит вслед,
С «п» в лесу мы замечаем,
С «л» труду наносит вред. (Дед, тень, пень, лень.)
2. С «г» полезное растение,
С «ш» пугает нас порой,
С «п» несет нам разрушение,
С «в» навалена горой. (Горох, шорох, порох, ворох.)
- Еще одно знакомство с другим видом словесных задач – Логогриф.
Слово логогриф имеет греческое происхождение, оно образовано от греческих слов loЫgoV – слово и griвjoV – загадка.
Логогриф отличается от метаграммы тем, что в метаграмме 1 буква заменяется другой, а в логогрифе какая –нибудь буква отнимается совсем, или же, наоборот, прибавляется новая. Например, в слове «плот» поставить букву «и» после 1-ой буквы, то получится новое слово «пилот». Давайте отгадаем 2 логогрифа, что лучше их понять.
1. Я глубока и многоводна,
И ты, как все, гордишься мной,
А если букву мне прибавишь,
Я птицей сделаюсь лесной. (Волга. Иволга.)
2. Мы резким голосом кричим
И ковыляем так комично.
Но вставь нам «Л», и зазвучим
Тогда довольно мелодично. (Гуси. Гусли.)
- Еще один вид задач словесных - Анаграмма.
1. Лежу я на земле,
Прибитая к железу,
Но буквы переставь –
В кастрюлю я полезу. (Шпала. Лапша.)
2. НЕ ДУРАК – НЕ КРАДУ
ВИЖУ ЗВЕРЕЙ – ЖИВУ РЕЗВЕЙ
УВИДИМСЯ – УДИВИМСЯ
УЧИТЕЛЬНИЦА – НАЦЕЛЬ И УЧТИ!
АДМИНИСТРАЦИЯ – ТРАДИЦИЯ С НАМИ
РАЗМЫШЛЕНИЯ – А ШЛИ МЫ НЕ ЗРЯ
-Ребята, по ссылке попробуйте разгадать анаграммы вместе с родителями.
https://www.youtube.com/watch?v=bbR6FOtA2bU
И напоследок попробуйте ребусы.
Итог урока. Рефлексия
1.Что нового узнали во время урока?
2. Какие словесные задачи известны вам?
3. А для чего их нужно уметь решать?
Логические настольные игры, шарады, анаграммы, логогрифы, метаграммы, шарады, загадки... - полезное для тренировки логики, памяти, быстроты мышления средство, которое будет актуально во все времена.
С уважением, Алла Геннадиевна
Комментариев нет:
Отправить комментарий