13.04.2020
Тема: Русские
народные потешки. Стишки и песенки из книги
«Рифмы Матушки Гусыни».
Цель: формирования
читательского интереса к устному народному творчеству.
Слово учителя
Речевая минутка
- Прочтите чистоговорку:
Ва-фа-ва – в лесу
живет сова.
Фы-фы-вы – в саду
росли сливы.
Ва-ва-фа – платье
новое из шкафа.
Фе-ве-фе – подушка
на софе.
- Прочтите скороговорку
медленно, быстрее, очень быстро:
Дятел дуб долбил,
Да не додолбил.
Работа с учебником
- Прочитайте загадки на
стр.42-43, ответьте на вопросы, на стр. 44 песенки, ответьте на вопросы.
- Рассмотрите
иллюстрации к потешкам на стр.45.
- Как
вы думаете, о ком пойдёт речь в первой потешке?
-
Прочтите потешку, обращая внимание на знаки препинания в конце предложений.
-
Попробуем объяснить значение слов:
Мельница –
в старом крестьянском быту: здание, оборудованное для размола зерна.
Молоть – дробить, размельчать зерно, превращая в
муку.
- Назовите
героев этой потешки.
- Кто
обращается к кисоньке?
- Как
хозяйка называет кисоньку?
- Зачем
сочиняют потешки?
- Рассмотрите
иллюстрацию ко второй потешке.
- О
ком пойдет в ней речь?
-
Прочтите потешку вслух по цепочке.
-
Попробуем объяснить значение слов:
Горница –
чистая половина крестьянской избы.
Печь –
сооружение для отопления помещения, приготовления пищи в русских домах.
- В
какой форме записаны потешки? (Потешки составляются в форме диалога
двух лиц.)
- Для
кого их сочиняют?
- Чему
учат потешки?
- Подготовьте выразительное чтение потешек по ролям.
Знакомство с
небылицами
- Прочтите название группы произведений на стр. 46.
- Что обозначает слово «небылица»? (Это вымысел, выдумка.)
- Как вы думаете, для чего сочиняют небылицы: для игры,
потехи или поучения?
- Прочтите небылицы вслух.
- О каких чудесах вы прочли?
- Переставьте в этих небылицах все слова так,
чтобы было правильно по смыслу. Что получилось?
- Весёлые потешки и стишки
сочиняют народы разных стран. Сегодня мы познакомимся с английскими песенками
из знаменитой книги, которую перевел на русский язык
С. Маршак.
- Прочтите название этой книги справа налево: «инысуг икшутам ымфир» стр.47.
- Прочтите самостоятельно потешку «Не может быть».
- Когда автор встретил двух свинок?
- Могла бы такая встреча произойти в реальной жизни?
- Прочтите потешку «Король
Пипин» вслух по цепочке.
- Какое настроение передает это стихотворение: весёлое или грустное?
- Прочтите слова,
которые рифмуются:
мал – рассказал печь – стеречь
дворец
– леденец готов – котов
- Прочтите самостоятельно потешку «Я видел озеро в огне».
- О каких чудесах вы прочитали?
- Могли бы произойти эти чудеса в реальной жизни?
- Можно ли сказать, что это стихотворение грустное?
- О каких чудесах вы прочитали?
Знакомство с отрывком из стихотворения «Дом,
который построил Джек»
на стр. 50
-
Прочтите название стихотворения.
-
Удалось ли вам открыть секрет этого стихотворения?
- Если нет, то сравните первые две
строки со всеми последующими.
-
Как построено стихотворение?
-
Как вы думаете, почему первые строки вынесены в заглавие?
Заглавие – это главная мысль, как фундамент в доме.
-
Сравните выражения: построить дом; построить стихотворение.
Подводим итог:
–
С какими произведениями вы познакомились?
–
Для чего создают потешки, небылицы и весёлые стихотворения?
Рекомендовано: чтение текстов стр. 42-51(выразительно)
Спасибо за работу!
м.т. 071-426-61-57
Комментариев нет:
Отправить комментарий