28.04.2020
Тема: Зачем нужны поезда? Почему в поезде нужно соблюдать правила безопасности?
Цель: Формировать у детей представление о поездах и
железной дороге.
Слово
учителя
- Ребята, отгадайте загадку:
Что за чудо? Вот
машина!
Сто колёс! А где же шины?
По стальной дороге мчится.
Приглашает прокатиться. (Поезд)
Сто колёс! А где же шины?
По стальной дороге мчится.
Приглашает прокатиться. (Поезд)
– Кто
видел поезда? Где?
– А кто из вас путешествовал на
поезде?
– Предположите,
о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
- Откройте
учебники стр.62, найдите Муравьишку (вверху), поставьте вместе с ним учебную
задачу урока.
-
Следующая загадка:
Я в любое время
года
И
в любую непогоду
Очень часто в
час любой
Провезу вас под
землёй. (Метро)
-
Подумайте, для чего нужны поезда метро?
- В больших городах, в которых живёт
больше миллиона человек, троллейбусы, автобусы и трамваи не успевают развозить
людей по городу. Поэтому в крупных городах строят подземные железные дороги –
метро. Метро намного удобнее других видов городского транспорта. Светлые
вместительные вагоны за короткое время доставляют пассажиров из одного конца
города в другой. Строят метро на глубине 15–20 м, поэтому шум мчащихся машин
никому не мешает. Станции метро в Москве, Санкт-Петербурге, Лондоне, Киеве очень красивы и похожи на сказочные дворцы. К
поездам метро людей доставляет движущаяся лестница – эскалатор.
Мимо рощи, мимо
яра
Мчит без дыма,
мчит без пара
Паровоза сестричка
Кто такая? (Электричка)
-
Предположите, для чего нужна электричка?
-
На электричке можно выехать за город, на небольшое расстояние от дома. Те, кто
имеют дачи, часто пользуются этим видом транспорта. В состав электричек чаще
всего входит 8-10 вагонов (может быть от 4 до 12). Для машинистов в головных
(концевых) вагонах оборудуются кабины с необходимой контрольной аппаратурой и
устройствами управления.
Я зашёл в
зелёный дом
Больше
суток пробыл в нём.
Оказался этот
дом
В дальнем городе
другом. (Поезд
дальнего следования)
-
Подумайте, для чего нужен поезд дальнего следования?
-
В далекий город на электричке ехать неудобно. Ехать долго, а удобств нет,
поэтому пассажиры покупают билеты на поезда дальнего следования. В поездах
дальнего следования есть спальные места, туалеты, вагоны-рестораны. В каждом
вагоне есть проводник, который обслуживает пассажиров своего вагона.
Сам железный,
Путь
железный,
Сам бежит
И груз полезный
По пятам за ним
бежит,
И земля под ним
дрожит. (Товарный
поезд)
-
Для чего нужны товарные поезда?
- Давайте проверим, правильно ли мы определили назначение пассажирских
поездов. Откройте учебники на стр.90.
- Ребята, ответьте на вопрос: на каком
же поезде поедет Муравьишка на дачу?
-
На каком поезде Муравьишка поедет в музей?
-
Летом, возможно, кто-то из вас поедет с родителями отдыхать к морю. На каком
поезде вы отправитесь?
- Что приводит поезда в движение, кто
управляет поездом и как устроена железная дорога?
-
Для чего нужен локомотив поезду?
-
А что такое вагон? Какие бывают вагоны?
- Что представляет собой железная
дорога? (рельсы и шпалы)
- Предположите, что такое рельсы, шпалы? (Рельс -
это стальной узкий брус, по которому движутся колеса вагонов. Рельсы лежат на
шпалах — деревянных или бетонных брусах, укладываемых поперек железнодорожного
полотна. Они нужны для опоры рельсам.) Запомните это!!!
- Рассмотрите схему на стр. 91. Какие
слова вы слышали и они вам понятны?
- Какие слова вам непонятны? (Эстакада, туннель, шлагбаум)
Работа
с учебником. История железной дороги.
- Мы с вами узнали о том, как устроены
поезда и железная дорога, как они выглядят. А знаете ли вы, когда появилась
первая железная дорога?
-
Давайте прочитаем текст на стр.63 «Знаете
ли вы, что….
- Ребята, а интересно ли вам узнать, что
из себя представляли предки современного поезда?
- Сначала железная дорога появилась в
городах в 17-18 в. Вагон по рельсам тянула лошадь, которой управлял кучер.
Народ называл эту железную дорогу «конка».
-
В России первый паровоз был изобретен мастерами
Черепановыми (отцом и сыном Ефимом и
Мироном).
-
Это были маленькие и неуклюжие паровозики на четырех колесах и с трубой,
длинной, как шея жирафа. Но ходили они по рельсам очень проворно и могли тащить
за собой груз тяжелее 3 тонн.
-
Железная дорога была построена в Нижнем Тагиле. Рельсы были проложены всего на
800 метров. Она была первой железной дорогой в России.
-
Такие поезда работали на железных дорогах вплоть до 50-х годов 20 столетия.
- Самым знаменитым поездом в истории
России стал поезд, который привёз солдат победителей из Германии в июне 1945
года в Москву. В этом году 9 мая мы отмечаем 75 – летие Великой Победы.
- Со временем стали строить
железнодорожные пути по всей стране. Изменялись локомотивы и вагоны,
усовершенствовались их механизмы. Одно из последних достижений высокоскоростной
поезд «Сапсан», который перевозит людей между Москвой и Санкт-Петербургом.
-
Используя информацию на стр.63, расскажите, что изображено на старинной
картинке и современной фотографии.
-
Обязательно посмотрите по ссылке презентацию о поездах.
Правила безопасного поведения в поезде
Подведем итог:
- Ответили ли мы на главный вопрос
урока: «Зачем нужны поезда?»
-
Какие открытия вы сделали на уроке?
Рекомендовано: прочитать в учебнике стр.62-63, рассмотреть картинки
на стр.90-91, ответить на вопросы,
запомнить правила стр.63. Рабочая тетрадь стр.46-
выполнить. Не забывайте заполнять дневник наблюдений!
Спасибо
за работу!
Комментариев нет:
Отправить комментарий