среда, 4 мая 2022 г.

Литературное чтение

4 мая

Тема: Герои литературной сказки. Сказочный герой. Художественно-выразительные средства.

Цель: Формировать у учащихся понятия о средствах художественной выразительности. Учить рассуждать, мыслить. 

- Ребята, скажите, как звучит полное название произведения, которое мы сейчас изучаем.

- К какому жанру относиться это произведение?  (Сказка)

- Какие герои действуют в этом произведении? (Раз это сказка, то и герой сказочный)

- Главным героем сказки является Гадкий утенок. Настоящий сказочный герой: все основные действия сказки разворачиваются именно вокруг него.

- Сегодня мы особое внимание уделим героям сказки, подумаем, какими чертами характера их наделил автор, поразмышляем над их поступками.

- Ребята, каких героев сказки вы запомнили? Сколько их?

- Ребята, а как вы думаете, кто главные герои сказки?  (Гадкий утенок. Мама -утка).

- Почему именно так? (Вокруг них группируются другие герои, все важные события в сказке связаны с ними, именно они являются действующими лицами в главных эпизодах).

- Сейчас мы вместе попробуем определить, какими чертами характера наделил автор Гадкого Утенка.

- Слова - характеристики (ниже приведены), распределите их, следующим образом: слова, описывающие гадкого утенка, и слова, не подходящие для его характеристики. (самостоятельная работа, воспользуйтесь черновиком). 

Добрый, милосердный, вспыльчивый, сильный, энергичный, простой, гостеприимный, практичный, справедливый, пассивный, наивный, внимательный, любящий, доверчивый, гадкий.

- Проверим, как вы справились с заданием. Итак, каким вам представился гадкий утенок:  Добрый, простой , доверчивый.

- Теперь сделаем вывод, что же в первую очередь отталкивало других героев сказки от утенка? (Он гадкий). 

- А волновало ли наличие других душевных качеств остальных героев? (Нет). 

- Какими художественными средствами пользуется автор, чтобы сделать описание в сказке зримым, ярким, запоминающимся?

- Прочитайте отрывки  и назовите те выражения, значение которых вам не  совсем понятны:

Смётано - сложено в копны

Озираться  - осматриваться

...и меня однажды провели - обманули

Орава - беспорядочное и шумное скопление людей

Несуразный, нелепый - нескладный

Подойник - сосуд, в который стекает молоко при ручном доении

Ликующий - радующийся

Рожь – хлебный злак, молотые зёрна которого обычно служат для выпечки ржаного хлеба.

Стог – куча плотно уложенного сена под открытым небом.

Лопух – растение (репейник), у него широкий, овальной формы лист.

Выкарабкались – после больших усилий вылезли из скорлупы.

Канава – длинный, неширокий ров.

Бултыхнуться – падать в воду.

Ров – длинное углубление, вырытое в земле.

- Определите внешний вид героя, каким его изобразил автор? (Гадкий).

- Подберите синонимичный ряд к слову «гадкий» (мерзкий, вызывающий презрение).

- Какие слова в сказке говорят нам о давности времени и событий в ней описанных? Как называются эти слова? Найдите их в тексте.

Архаизмы (устаревшие слова, вышедшие из обихода в современной жизни): сметано, озираться.

Обобщение: Для языка Андерсена характерны точность, образность, яркость. Он использовал слова, характерны для его народа, тем самым, вовлекая нас в культуру его страны.

- Кто из героев сказки вызывает у вас антипатию? Почему? Какими отрицательными чертами наделяет их автор?

Словарная работа: зависть, злоба, коварство. Что означают эти слова? Подумайте и ответьте.

-У кого и как  как эти качества проявляются в словах и действиях героев?

(У утят, селезня, петуха, курицы. Они обижали гадкого утенка, тем самым они изгнали его из хоз двора.)

Обобщающий вопрос: Прощает ли гадкий утенок своих обидчиков? А мы, читатели?

Вывод: На примере этой сказки мы убедились в том, что добро побеждает зло. 

- Как вы думаете, добро и зло живут только в сказках? Как вы думаете, что сильнее, добро или зло? А в наше время существует добро? А зло?

- Вернемся к главным вопросам урока. Сформулируем выводы.

- Какими качествами надел автор Гадкого утенка?

- Как отрицательные герои повлияли на судьбу утенка?

- Какие чувства вызывает у нас Гадкий утенок?

Подберем пословицы, подходящие к этой сказке:

Язык острее меча.

Некрасив собой, но красив душой.

Суди не по внешности, а суди по делам.

Всему свое время.

Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.

Не бросай друга в несчастье.

Друзья познаются в беде.

Задание: выписать из текста сказки Г.Х.Андерсена "Гадкий утенок" слова, значение которых было не совсем понятно при чтение. Через тире записать их значение (каждое слово с новой строки). Пишем на двойном листочке и вклеиваем в тетрадь.

Четвертое апреля

Дистанционное обучение

Словарная работа

по сказке Г.Х.Андерсена "Гадкий утенок"

1. 

2.  



С уважением, Алла Геннадиевна






 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Рекомендованные задания 1 класс 08.04.2024

  8 апреля Математика 1 . Видеоурок на тему "Прием сложения + 7". https://www.youtube.com/watch?v=VoZTehIOkAc&ab_channel=Liame...