4 мая
Тема: Герои литературной сказки. Сказочный герой. Художественно-выразительные средства.
Цель: Формировать у учащихся понятия о средствах художественной выразительности. Учить рассуждать, мыслить.
- Ребята, скажите, как звучит полное название произведения, которое мы сейчас изучаем.
- К какому жанру относиться это произведение? (Сказка)
- Какие герои действуют в этом произведении? (Раз это сказка, то и герой сказочный)
- Главным героем сказки является Гадкий утенок. Настоящий сказочный герой: все основные действия сказки разворачиваются именно вокруг него.
- Сегодня мы особое внимание уделим героям сказки, подумаем, какими чертами характера их наделил автор, поразмышляем над их поступками.
- Ребята, каких героев сказки вы запомнили? Сколько их?
- Ребята, а как вы думаете, кто главные герои сказки? (Гадкий утенок. Мама -утка).
- Почему именно так? (Вокруг них группируются другие герои, все важные события в сказке связаны с ними, именно они являются действующими лицами в главных эпизодах).
- Сейчас мы вместе попробуем определить, какими чертами характера наделил автор Гадкого Утенка.
- Слова - характеристики (ниже приведены), распределите их, следующим образом: слова, описывающие гадкого утенка, и слова, не подходящие для его характеристики. (самостоятельная работа, воспользуйтесь черновиком).
Добрый, милосердный, вспыльчивый, сильный, энергичный, простой, гостеприимный, практичный, справедливый, пассивный, наивный, внимательный, любящий, доверчивый, гадкий.
- Проверим, как вы справились с заданием. Итак, каким вам представился гадкий утенок: Добрый, простой , доверчивый.
- Теперь сделаем вывод, что же в первую очередь отталкивало других героев сказки от утенка? (Он гадкий).
- А волновало ли наличие других душевных качеств остальных героев? (Нет).
- Какими художественными средствами пользуется автор, чтобы сделать описание в сказке зримым, ярким, запоминающимся?
- Прочитайте отрывки и назовите те выражения, значение которых вам не совсем понятны:
Смётано - сложено в копны
Озираться - осматриваться
...и меня однажды провели - обманули
Орава - беспорядочное и шумное скопление людей
Несуразный, нелепый - нескладный
Подойник - сосуд, в который стекает молоко при ручном доении
Ликующий - радующийся
Рожь – хлебный злак, молотые зёрна которого обычно служат для выпечки ржаного хлеба.
Стог – куча плотно уложенного сена под открытым небом.
Лопух – растение (репейник), у него широкий, овальной формы лист.
Выкарабкались – после больших усилий вылезли из скорлупы.
Канава – длинный, неширокий ров.
Бултыхнуться – падать в воду.
Ров – длинное углубление, вырытое в земле.
- Определите внешний вид героя, каким его изобразил автор? (Гадкий).
- Подберите синонимичный ряд к слову «гадкий» (мерзкий, вызывающий презрение).
- Какие слова в сказке говорят нам о давности времени и событий в ней описанных? Как называются эти слова? Найдите их в тексте.
Архаизмы (устаревшие слова, вышедшие из обихода в современной жизни): сметано, озираться.
Обобщение: Для языка Андерсена характерны точность, образность, яркость. Он использовал слова, характерны для его народа, тем самым, вовлекая нас в культуру его страны.
- Кто из героев сказки вызывает у вас антипатию? Почему? Какими отрицательными чертами наделяет их автор?
Словарная работа: зависть, злоба, коварство. Что означают эти слова? Подумайте и ответьте.
-У кого и как как эти качества проявляются в словах и действиях героев?
(У утят, селезня, петуха, курицы. Они обижали гадкого утенка, тем самым они изгнали его из хоз двора.)
Обобщающий вопрос: Прощает ли гадкий утенок своих обидчиков? А мы, читатели?
Вывод: На примере этой сказки мы убедились в том, что добро побеждает зло.
- Как вы думаете, добро и зло живут только в сказках? Как вы думаете, что сильнее, добро или зло? А в наше время существует добро? А зло?
- Вернемся к главным вопросам урока. Сформулируем выводы.
- Какими качествами надел автор Гадкого утенка?
- Как отрицательные герои повлияли на судьбу утенка?
- Какие чувства вызывает у нас Гадкий утенок?
Подберем пословицы, подходящие к этой сказке:
Язык острее меча.
Некрасив собой, но красив душой.
Суди не по внешности, а суди по делам.
Всему свое время.
Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.
Не бросай друга в несчастье.
Друзья познаются в беде.
Задание: выписать из текста сказки Г.Х.Андерсена "Гадкий утенок" слова, значение которых было не совсем понятно при чтение. Через тире записать их значение (каждое слово с новой строки). Пишем на двойном листочке и вклеиваем в тетрадь.
Четвертое апреля
Дистанционное обучение
Словарная работа
по сказке Г.Х.Андерсена "Гадкий утенок"
1.
2.
С уважением, Алла Геннадиевна
Комментариев нет:
Отправить комментарий